На главную  Власть 

 

За строкой бюджета. Текст доклада приводится с небольшими сокращениями.

 

Проект закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» принят на минувшей неделе в первом чтении на заседании Законодательного собрания. За него проголосовало подавляющее большинство депутатов. С докладом выступила губернатор Валентина Матвиенко.

 

В рамках бюджетного процесса мы еще раз оценили состояние дел в нашем городе, поняли наши сильные и слабые стороны, взвесили наши ресурсы и наши возможности. И теперь нет сомнений, что новый бюджет останется основой для упорной работы по реализации нашей стратегической цели – превратить Петербург в город с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики.

 

Второй раз бюджет Санкт-Петербурга принимается на среднесрочный период, сказала губернатор. Такой подход позволяет нам не только выверить темпы развития города. Он дает возможность учитывать внешнюю конъюнктуру и вносить в наши планы необходимые коррективы с тем, чтобы не менять стратегические цели.

 

Два года назад увеличить доходы бюджета до 500 млрд рублей к 2011 году казалось невозможным. Тем не менее сегодня мы планируем доходы на 2011 год из расчета 533 млрд рублей. Мы продолжим проводить либеральную экономическую и консервативную финансовую политику.

 

Мы планируем дальнейший рост бюджета в ближайшие три года.

 

В последние годы для развития городской экономики была заложена хорошая основа. И сегодня четверть валового регионального продукта Санкт-Петербурга создается в сфере промышленного производства.

 

Основа для развития

 

Открытая власть

 

Но промышленность – это только часть доходов, хотя и очень существенная. Важнейшими источниками поступлений в доходную часть бюджета Санкт-Петербурга в 2009–2011 годах традиционно остаются и налог на прибыль предприятий и организаций, доходы от малого и среднего бизнеса, налог на доходы физических лиц, совокупная доля которых в структуре доходной части бюджета возрастает до 70% в 2011 году. Напомню, сейчас удельный вес этих налогов в сумме составляет 63%.

 

Доходы и расходы

 

Очень важно, что бюджет сбалансирован не только с точки зрения доходов и расходов, развития города и социальной сферы. Второй год он проходит через общественные слушания, которые делают власть более открытой, а главный финансовый документ – более понятным для петербуржцев. Общественные слушания позволяют осмыслить наиболее острые потребности и оперативно на них отреагировать. Вот и сейчас ряд предложений горожан был учтен при подготовке проекта, который я сегодня вам представляю. Санкт-Петербург, наверное, единственный регион, где проводятся общественные слушания.

 

• доходная часть проекта бюджета в 2009 году составит 403 млрд руб., в 2010 году – 458 млрд руб., в 2011 году – 533 млрд руб.;• расходная часть проекта бюджета в будущем году составит 423 млрд руб., в 2010 году – 481 млрд руб., в 2011 году – 542 млрд руб.

 

Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов сформирован со следующими параметрами:

 

По сравнению с 2003 годом доходы бюджета города в 2009 году увеличатся более чем в 5 раз.

 

Таким образом, и доходы бюджета Санкт-Петербурга, и средства, которые будут израсходованы на городские нужды, в ближайшие три года приблизятся к полутора триллионам рублей!

 

• решение жилищной проблемы;• строительство и рекон-струкция объектов инженерной инфраструктуры;• развитие транспорта и дорожного хозяйства; • усиление социальной защиты горожан.

 

Основными приоритетами бюджета Санкт-Петербурга на следующий год и плановый период 2010 и 2011 годов являются:

 

Важной чертой бюджета на предстоящий период является существенный рост расходов на Адресную инвестиционную программу. Именно она во­площает в цифрах намерение правительства развивать город и укреплять его экономиче­ское положение. По сравнению с 2003 годом инвестиционная программа на предстоящий год возрастет в 14 раз. На нее приходится более 132 млрд руб., это 31% всех расходов бюджета.

 

Инвестиционная программа

 

Жилье – главный приоритет

 

В целом до конца 2011 года на эти цели мы планируем расходовать 421 млрд рублей.

 

Расходы на строительство жилья для государственных нужд по сравнению с 2008 годом увеличены в 1,5 раза и составляют в 2009 году более 24 млрд руб., в 2010-м – более 37 млрд руб., в 2011-м – 39 млрд руб.

 

Мы, безусловно, должны вкладывать средства в решение нашей приоритетной задачи – увеличение объемов жилищного строительства. Решение жилищной проблемы петербуржцев, и мы с вами здесь единодушны, – это наш самый главный приоритет.

 

Значительные средства – более 50 млрд руб. в предстоящие три года – преду­сматриваются на реализацию целевых программ «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты», «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения», «Молодежи – доступное жилье», «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге».

 

Строительство жилых домов будет осуществляться Комитетом по строительству с обеспечением ввода в 2009 году 700 тыс. кв. м, в 2010–2011 годах – 1 900 тыс. кв. м.

 

Важно, что город продолжает вкладывать большие сред­ства в ремонт существующего жилого фонда. Более 10 млрд рублей на будущий год выделяются на эти цели.

 

При этом средства на реализацию целевой программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» в 2009 году возрастут в 3,4 раза. Финансирование целевой программы «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» увеличится в 2 раза. На 70% будет увеличено финансирование целевой программы «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения».

 

Миллиарды на здравоохранение

 

Кроме того, мы добились, что значительные средства – более 9,5 млрд рублей – поступят в бюджет города на решение жилищной проблемы из федерального бюджета.

 

В 2009 году завершится работа по 14 объектам. Планируется закончить рекон­струкцию детской городской больницы им. Раухфуса, здания Город­ского гериатриче­ского медико-соцального центра. Планируется завершить строительство здания хосписа № 1 в Лахте, медицинского учреждения «Детский хоспис», 2-й очереди онкологической больницы в поселке Песочный, строительство двух поликлиник для взрослых в Красносельском и Приморском районах, поликлиники для детей в Приморском районе, здания для перевода противотуберкулезного диспансера № Будут введены три подстанции скорой помощи в Выборгском, Красногвардейском и Красносельском районах

 

Поскольку бюджет Петербурга – это и бюджет развития, и социально ориентированный бюджет, мы продолжим политику формирования социальной инфраструктуры, ориентированной на европейские стандарты. За три года на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения будет направлено более 16,5 млрд руб., в том числе 6,5 млрд руб. в 2009 году.

 

Стадионы, бассейны, катки

 

В 2009 году будут продолжены работы с обеспечением ввода следующих объектов в 2010 году: объектов скорой медицинской помощи в Пушкинском, Невском, Колпинском, Красногвардейском и Киров­ском районах города, лечебно-оздоровительного центра в Дет­ском санатории «Солнечное», двух инфекционных больниц, двух поликлиник для детей в Приморском и Красносельском районах, трех поликлиник для взрослых в Красносельском, Фрунзенском и Приморском районах, новых корпусов Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия».

 

В 2009 году будут продолжены строительство легкоатлетического комплекса в Московском районе, спортивного комплекса в Невском районе, унифицированного физкультурно-оздоровительного комплекса для игровых видов спорта в Пушкинском районе, рекон­струкция учебно-спортивной базы школы по зимним видам спорта в поселке Токсово с вводом этих объектов в 2010 году.

 

На объекты физкультуры и спорта в инвестиционной программе на 2009–2011 гг. предусмотрено финансирование в объеме более 8 млрд руб., в том числе в 2009 году около 6 млрд руб. На будущий год запланированы к вводу: крытый детский спортивный каток с искусственным льдом в Колпинском районе, бассейн на правом берегу Невы в Невском районе, а также 10 новых физкультурно-оздоровительных комплексов в различных районах города. Кроме того, за счет внебюджетных средств в городе будет по­строен ряд бассейнов.

 

Комитет по физической культуре и спорту успешно справляется с этой программой. В этом году вместе с районными администрациями будет введено в строй 148 пришкольных стадионов. На будущий год снова запланировано сто таких пришкольных стадионов. Кроме того, в городе будут введены физкультурно-оздоровительные комплексы и целый ряд других спортивных объектов.

 

Мы не снижаем планку строительства новых пришкольных, внутриквартальных стадионов в рамках программы «Мой первый школьный стадион». Это очень хорошая инфраструктура для занятий детей, для привлечения детей, молодежи и жителей города к занятию спортом.

 

Строительство объектов образования за трехлетний период планируется профинансировать в объеме более 17,5 млрд руб. В 2009 году на эту отрасль направляется около 9 млрд руб. В 2009 году будут введены следующие объекты: 8 общеобразовательных школ в различных районах города, бассейн в школе № 235 по набережной реки Пряжки, спортивно-оздоровительный и трудовой комплекс при детском доме № 23, здание Политехнического колледжа. Будет завершена реконструкция школы-интерната № 60 в Красносельском районе, объектов городского Дворца творчества юных в поселке Зеркальный.

 

Новые школы

 

Безусловным приоритетом для нас – культурной столицы России – являются расходы на культуру. Историко-архитектурный облик Петербурга – наш главный актив и неоспоримое конкурентное преимущество перед другими мегаполисами мира.

 

В 2009 году планируется ввести в эксплуатацию 12 дошкольных образовательных учреждений в различных районах города. В этом году мы капитально отремонтировали 13 школ, на будущий год будут капитально отремонтированы 22 общеобразовательные школы. Культурная столица

 

Всего в социально-культурный комплекс города только в 2009 году будет вложено более 27 млрд руб. для строительства новых объектов.

 

В 2009 году будут введены в эксплуатацию: здание театра «БУФФ», здание Летнего молодежного театра и прилегающего сквера Молодежного театра на Фонтанке, здание для размещения театра «Зазеркалье», царскосельская гимназия искусств им. А. А. Ахматовой, здание для размещения Военно-морского музея, здание детской школы искусств в Невском районе. Планируется завершение реконструкции кинотеатра «Руслан» под Дом молодежи в Пушкинском районе.

 

В период 2009–2011 годов на развитие транспорта будет направлено более 55 млрд руб., в том числе в 2009 году почти 15,5 млрд руб. На развитие объектов метрополитена в 2009 году будет направлено 10,5 млрд руб., всего за три года более 34,5 млрд руб. На строительство Фрунзенского радиуса метрополитена в 2009 году будет выделено почти 7 млрд руб. В 2009 году запланирована к вводу станция метрополитена «Звенигородская». К вводу в 2010 году запланированы станции метрополитена «Обводный канал», «Международная» и «Бухарестская».

 

Развитие транспорта

 

Зарплата и соцпомощь

 

За трехлетний период планируется обновить подвижной состав Петербургского метрополитена на 54 вагона. На развитие наземного электрического транспорта в 2009–2011 годах направляются значительные средства. Всего планируется приобрести 63 трамвая, 180 троллейбусов. На будущий год будут приобретены 123 автобуса большой вместимости.

 

Зарплата работников бюджетной сферы с 1 января будет увеличена на 22%. Мы долго обсуждали эту тему в правитель­стве, но все-таки сошлись на том, что на будущий год надо существенно увеличить зарплату работникам бюджетной сферы: образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры. Рост зарплаты на 22% – это очень существенный рост, это требует больших дополнительных расходов.

 

Приоритетный рост бюджетных ассигнований отведен расходам на социальную политику. При росте всех расходов бюджета на 16% в 2009 году рост расходов на социально-культурную сферу составит почти 30%. Мне кажется, эти цифры говорят сами за себя. На эти цели в бюджете будет выделено в 2009 году 217 млрд руб.

 

Еще раз подчеркиваю, это потребует существенных расходов, мы пойдем на них абсолютно осознанно.

 

Я думаю, что это хорошая новость для учителей, для медицинских работников. За один год зарплаты бюджетников вырастут очень существенно. Это та категория, за которую мы отвечаем. И мы должны стараться, чтобы темпы роста заработной платы в бюджетной сфере не отставали от темпов роста средней заработной платы по городу.

 

Для поддержания наиболее социально незащищенных слоев населения в бюджете предусмотрено более 8 млрд рублей в 2009 году. Из них социальные выплаты пенсионерам – 3,4 млрд рублей, поддержка семей, имеющих детей, – 2,6 млрд рублей.

 

В проекте бюджета решены задачи по расширению социальной помощи, которые были поставлены в бюджетном по­слании в этом году. Расходы на социальную политику увеличатся на 52% к 2008 году. Это серьезный рост. Серьезно увеличится финансирование адресной помощи инвалидам, детям-инвалидам, семьям, имеющим детей, нашим ветеранам. Мы с каждым годом усиливаем социальную защиту незащищенных слоев населения.

 

• увеличение размера ежемесячного пособия на детей в возрасте от 1 до 1,5 лет с 528 руб. до 1 819 руб.;• выплата пособия на ребенка в возрасте до 3 лет из неполной семьи без учета доходов семьи с 763 руб. до 2 054 руб.;• увеличение пособия на детей-инвалидов до 3 600 руб.;• увеличение пособия при рождении ребенка-инвалида в семье, где родители – инвалиды, до 5 000 руб.;• размер пособия на ребенка из семьи военнослужащего устанавливается в повышенном размере, определенном для неполных семей;• члены семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву, будут получать ежемесячно 2 148 руб.;• мы полностью ликвидируем очередь на бесплатное зубопротезирование льготных категорий граждан, ежегодно около 40 тысяч человек получают такую услугу.

 

Предусматривается расширение предоставляемых в Санкт-Петербурге мер социальной поддержки семей, имеющих детей:

 

65-летие блокады

 

Предусмотрены средства на ежемесячную социальную выплату в размере 2 000 рублей студенческой семье, имеющей одного или нескольких несовершеннолетних детей, а также семьям бюджетников, имеющих детей.

 

С приоритетным ростом в бюджете предусмотрены расходы на здравоохранение, на 2009–2011 годы на данные цели выделено 211 млрд руб., в том числе в 2009 году эти расходы составят 65 млрд руб. Это на 9 млрд руб. больше, чем в 2008 году.

 

В 2009 году мы будем отмечать 65-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны. Это наш ленинградский День Победы, день памяти тех, кто погиб, защищая Ленинград, день воздания почестей тем, кто жив с нами сегодня. В бюджете города предусмотрены необходимые ассигнования, чтобы провести весь комплекс меро­приятий, посвященных этому знаменательному событию, на достойном уровне.

 

Задача модернизации здравоохранения требует отказаться от экстенсивного пути развития отрасли, перейти к концентрации ресурсов и эффективному использованию дорогостоящего оборудования и услуг лучших специалистов. Нам необходимо продолжить начатую работу и распространить в следующем году системы управления качеством медицинской помощи на все учреждения здравоохранения. Чтобы те огромные сред­ства, которые вкладываются в здравоохранение, давали адекватную отдачу в повышении качества медицинских услуг.

 

Модернизация здравоохранения

 

Расходы на образование

 

Очень существенно увеличиваются расходы на реализацию важных городских программ по здравоохранению: это и профилактика онкологических заболеваний (в 2009 году будет выделено 1,5 млрд руб.), развитие скорой медицинской помощи (почти 500 млн руб.), профилактика туберкулеза (1,3 млрд руб.), предупреждение психических заболеваний (почти 1 млрд руб.). Всего на целевые программы предусмотрено за три года более 12 млрд руб.

 

В приоритетном порядке предусмотрены крупные ассигнования на содержание школ и дошкольных образовательных учреждений. На данные цели в 2009 году предусмотрено 30 млрд руб., что превышает ассигнования предыдущего года на 24%.

 

Стратегически важными для города являются расходы на образование. В 2009 году будет выделено более чем на 16 млрд руб. средств больше, чем в этом году, – всего более 70 млрд руб. Прирост расходов на образование составит 30% к 2008 году.

 

Надо быть реалистами

 

В 2009–2011 годах значительные средства выделяются на программу развития системы начального профессионального образования – 3,4 млрд руб., на программу развития системы среднего профессионального образования – 1,3 млрд руб. Наконец будут вложены существенные средства в реконструкцию загородных детских оздоровительных баз – за три года – 2,1 млрд руб. Мы провели большую работу для того, чтобы вернуть эти базы городу.

 

В целом Санкт-Петербург сегодня проводит реалистичную бюджетную политику с понятным запасом прочности. Но предсказать сроки окончания кризиса не берутся даже специалисты. Скорее всего, ситуация и в мире, и в стране в ближайшее время продолжит быстро меняться. И нам придется на нее оперативно реагировать.

 

В то же время мы должны быть реалистами и учитывать влияние развивающегося экономического кризиса. Очевидно, он приведет к снижению городских доходов по сравнению с параметрами, предложенными к проекту бюджета. Сейчас мы проводим интенсивный анализ доходных и расходных статей бюджета и в рамках поправок ко второму чтению планируем сократить часть из них. Несомненно, не будут корректироваться статьи расходов, связанных с заработной платой работников бюджетной сферы, социальной политикой, жилищными программами, расходы на здравоохранение и т. д.

 



 

Вернуть футбол народу!. «Зверский» праздник. Развитие через сохранение. Грузия, вино и свобода воли. «Алиса Бруновна – звучит неплохо…». Живите долго. Как уехать от пробок.

 

На главную  Власть 

0.0584
Яндекс.Метрика