На главную  Власть 

 

От Серова до Шагина. Здесь представлены около 200 произведений, принадлежащих 130 авторам. Обойдя все залы, каждый найдет свое произведение и своего художника в этой полифонии техник, приемов и взглядов на рисунок. Одни остановятся перед портретом княгини Орловой работы Валентина Серова и вспомнят слова поэта Валерия Брюсова: «Портреты Серова – всегда суд над современниками. Со­брание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени». Другие заглянут в заполненный одинокими посетителями «Кабачок» Павла Филонова.

 

В корпусе Бенуа Государ­ственного Русского музея открылась выставка «Рисунок и акварель в России. XX век». Это завершающий этап большого выставочного проекта «Три века русского рисунка».

 

В коллекции Русского музея есть рисунки, похожие на дневниковые записи. Это довоенные дачные наброски Юдина, блокадные рисунки Фитингофа и Кондратьева, полевые блокноты художников – участников войны. Послеблокадный Ленинград в неловких, нарочито грубоватых рисунках Арефьева, Шагина, Васми выглядит бесконечно трогательным. Так перед зрителем шаг за шагом раскрывается графическая история XX века.

 

Выставка показывает пути возникновения новых форм. Так, в одной работе соединяются черты психологического портрета и бытовой зарисовки, сюжетной композиции и пейзажа. Рисунок Бориса Григорьева «В экипаже» знакомит с невероятными свойствами карандаша, создающего разные фактуры и танцующего по бумаге, придумывая новые графические фокусы. Причудливый клубок экспрессивной синей линии в портрете жены работы Петра Митурича создает объем и форму.

 

Позже на смену частным рисовальным школам пришли школы мастеров рисунка, которые формировали мировоззрение, идеологию молодых художников. Так, в Москве возникла школа гравюры Владимира Фаворского. В нашем городе такие центры складывались в учебных заведениях: в Академии художеств вокруг Кузьмы Петрова-Водкина, Михаила Матюшина, в ГИНХУКе вокруг Казимира Малевича. Павел Филонов создал свой коллектив «Мастеров аналитического искусства» в рабочей мастерской.

 

Интересной и важной особенностью художественной жизни первых десятилетий прошлого века было возникновение частных рисовальных школ. Уроки вели известные мастера: Мсти­слав Добужинский, Лев Бакст, Кузьма Петров-Водкин и другие. В 20–30-е годы станковый рисунок стал излюбленным творческим методом и графиков, и живописцев, и скульпторов. Их привлекали сочетания штриха, пятна, мягкой заливки, которые дарили богатые оттенки, фактуру, разнообразную тональность. Именно поэтому рисунки Петра Митурича, Николая Тырсы, Татьяны Мавриной, Владимира Татлина получили название «живописных».

 

 

Позже рисовальщики были вынуждены уйти в книжную, печатную графику и живопись. А в1960-е в художественной культуре возникли новые тенденции, провозглашавшие отрыв от реальности.

 



 

Нет качества – нет бизнеса. Подарки от первой леди. Искорки таланта. «За «Зенит» играть не хочу...». По просьбам горожан. На радость студентам. Петербургский знак качества.

 

На главную  Власть 

0.0069
Яндекс.Метрика