На главную  Власть 

 

Как дела на флоте?. – Это не только моя заслуга, но и всего экипажа, – перехватывая мой взгляд, улыбаясь, говорит старпом. Замечу, что это лишь одна из страниц 30-летней биографии корабля. «Смольному» есть чем гордиться. Совершено 83 дальних похода, 64 визита в порты иностранных государств. Моряков горячо приветствовали жители Шербура и Гдыни, Ливорно и Амстердама, Пилоса и Тулона, многих и многих других портов мира.

 

Учебный год на флоте начинается в декабре, там уже ждут пополнения. В просторной каюте старшего помощника командира корабля «Смольный» капитана 2 ранга Анатолия Ушакова на переборке под стеклом хранится благодарность Министра обороны России Сергея Иванова. Она объявлена «за высокое профессиональное мастерство, инициативу и усердие, проявленные при выполнении охранных мероприятий при подготовке и проведении саммита «Группы восьми» (15-17 июля 2006 г.) с участием Президента РФ и глав иностранных государств».

 

– Курсанты проходят практику не только в море, но и в базе. Сейчас у нас на борту полтора десятка ребят из «Макаровки». За месяц они должны освоить обязанности командира боевой части корабля, после чего примут присягу и им присвоят звания офицеров запаса.

 

Более 37 тысяч курсантов военно-морских учебных заведений получили на борту «Смольного» морское крещение, постигали азы флотской службы. Учебный корабль предназначен, прежде всего, для проведения штурманской, морской и артиллерийской практики, практики по освоению оружия для борьбы с подводными лодками.

 

– Преподаватели из Морской академии и наши корабельные специалисты. Составлен план занятий по всем видам подготовки. Здесь курсанты могут не только изучить материал теоретически, но и, что называется, потрогать все своими руками.

 

– А кто занимается с ними?

 

– 137-метровая махина высотою в 35 метров обычно внушает определенную робость новичкам. К этому добавить многочисленные помещения, боевые посты, коридоры, трапы, люки, палубы, командные пункты – голова идет кругом. Со временем все это становится понятным и логичным. Без помощи опытных моряков трудно освоиться, – рассуждает матрос Василий Гунько.

 

– Кто встретит новичков?

 

Что на это ответить? На флоте кормят чаще, «адмиральский час» – сон после обеда и для матросов тоже. Служба идет своим чередом. Увольнение проводит в Кронштадте, иногда выезжает в Питер, ходит смотреть новые фильмы, был на спектакле в «Балтийском доме». Есть время на книги. Только вот в корабельной библиотеке последнего обновления не припомнят.

 

Он служит на «Смольном» год. На флот попросился сам. Во-первых, ему, выпускнику речного училища, сам Бог велел надеть тельняшку, а во-вторых, морскую службу в их Самарской области считают престижной. В сентябре Василий побывал в отпуске, посетил родную школу, где все ребята стремились примерить его бескозырку с золотыми буквами «Балтийский флот». В техникуме же интересовались, как идет служба, каковы взаимоотношения в экипаже, не считает ли время службы потерянным.

 

– А каковы планы после службы? – возвращаюсь к разговору с Василием.– Опять на Волгу. Буду работать речником и хочу поступать в академию водного транспорта. Нынешняя служба, честно говоря, укрепила мой профессиональный выбор.

 

– А у вас есть шефы? – спрашиваю старпома.– Шефы есть. Фрунзенский район. Только с книгами проблема, новинки – редкость: в библиотеке до сих пор все больше Маркс и Энгельс хранятся, – вздыхает офицер.

 

Командир отделения сигнальщиков матрос Джемс Чулков. Не расстается с мечтой об актерской профессии. Первая попытка поступить в театральный ВУЗ была неудачной. Но не все потеряно. На флоте есть прекрасные возможности «обкатать» свой дар, развить талант на матросской публике. Она самая благодарная. И в этом Джемс не раз убедился, когда читал стихи на вечерах в базовом матросском клубе, посвященных творчеству Сергея Есенина, Игоря Северянина, и видел в глазах сослуживцев неподдельный интерес к поэзии и к тому, что он делает.

 

Талантам путь открыт

 

Я не удержался и спросил у сигнальщика, откуда у него такое необычное имя.

 

Джемс – петербуржец, закончил 399 среднюю школу, некоторое время работал ювелиром. Море выбрал, потому что отец был офицером Северного флота. Раз в месяц матрос ездит в увольнение на выходные к родителям, при необходимости перезванивается с ними.

 

– ?

 

– Это в честь деда.

 

Ходили мы походами в далекие моря

 

– Семейная легенда гласит, что когда родился дед, в деревню, где это произошло, приехали американцы передавать колхозникам тракторы. Ну, мужики с заокеанскими гостями крепко выпили по этому поводу и решили новорожденного назвать на американский манер. Так появились в нашем роду Чулковых Джемсы…

 

– Ожидание было волнительным, но само впечатление не ахти какое. Наш Санкт-Петербург значительно лучше. Домой родителям написал, что был во Франции. Им, простым рабочим, было, конечно, приятно об этом узнать. Ведь они не были за границей.

 

У старшего моториста матроса Леонида Балдина путь на море был тоже предрешен. До «Смольного» окончил речной техникум в Перми, работал на речном флоте. Но у парня тогда в мыслях не было, что через какое-то время он выйдет в Атлантику и потом сойдет с борта «Смольного» на французскую землю в Бресте!

 

Артемий – знающий специалист, на корабле он – машинист-рефрижераторщик. Но еще до службы в коллеже приобрел профессию электрика. Все это позволяет ему в образцовом состоянии содержать свое заведование, умело обслуживать технику.

 

– Я тоже был за границей, в Зеебрюгге, – подхватывает разговор матрос Артемий Чернышев. – Потом ездили на электричке в Антверпен, другие города. Интересно. Мне очень понравилось. Российских матросов везде встречали приветливо и дружелюбно. Впечатлений хватит надолго. Ходил я на «Перекопе», это другой учебный корабль.

 

– Естественно, о корабле, о его истории. О морских походах. Спрошу, есть ли земляки? Покажу кубрик, познакомлю с ребятами.

 

– Артемий, а что вы в первую очередь расскажете ребятам, которые вот-вот придут на «Смольный»?

 

Контракт? Есть контракт!

 

А все остальное сложится в процессе службы. Для активных ребят здесь есть чему научиться. Для некоторых служба становится профессией.

 

До службы на флоте Сергей окончил техникум, имеет специальность электрика. Но его давней мечтой была история и желание получить высшее образование в этой области знаний. На корабле он понял, что будет иметь такую возможность, если перейдет на контрактную службу. Командование корабля обещало поддержать Третьякова. Сейчас он по выходным ездит на подготовительные курсы исторического факультета СПбГУ. Летом будет поступать в университет.

 

Через год срочной службы Сергей Третьяков сдал баталеру матросскую форму одежды и вместо робы и форменки получил кремовую рубашку, куртку, тужурку. Из матросского кубрика перебрался жить в каюту и питаться стал не в матросской столовой, а в старшинской кают-компании. Столь необычное преображение объясняется тем, что Сергей подписал контракт. Закон позволяет это сделать после года срочной службы. Пока на два года. Что же прельстило моряка сделать такой выбор?

 



 

Отличная оценка. 24 млрд для жилья. Блокадная Муза. Встреча поколений. Девятикратная мама.

 

На главную  Власть 

0.0073
Яндекс.Метрика