На главную  Власть 

 

Ночью в Кунсткамере. Да, Кунсткамера, несомненно, мистическое место, улыбаясь, говорит профессор Родионов. Как полон мистики и тайн сам Петербург, город, возникший по прихоти Петра среди болот под низким переменчивым небом. Много лет назад, когда я был совсем зеленым аспирантом, мне приходилось дежурить по ночам в Кунсткамере, и, надо признаться, было несколько не по себе во время обходов здания. Я надевал тогда перчатки. Почему-то казалось, что в перчатках будет безопасней.

 

Вы бывали в петербургской Кунсткамере? Конечно? Нет, я спрашиваю, бывали ли вы там ночью? Когда в полутемных залах тускло мерцают лампочки аварийного освещения, а неверный лунный свет из окон высвечивает грозные гримасы индейцев с луками и томагавками, раскрашенные ритуальные маски и тушки младенцев с яйцевидными головами, заспиртованные в банках? О, как страшно тогда идти по этим ночным коридорам! Страшно, но как интересно и соблазнительно! А потому, давайте вместе совершим такую экскурсию в сопровождении профессора, доктора наук, заведующего одним из отделов Кунсткамеры Михаила Родионова.

 

По ночам в Кунсткамере особенно жутковато проходить мимо китайского рикши, который везет в повозке некоего господина, лица которого не видно из-за занавески. Невольно казалось, что этот рикша-убийца из ненаписанного романа Агаты Кристи везет свою жертву – живую или мертвую – неведомо куда.

 

Нет, привидений я не видел, но вот паркет иногда таинственно поскрипывал. Но, вероятно, потому, что просто был очень старый. Кстати, о привидениях мне часто рассказывала моя жена, которая работает в знаменитой Театральной библиотеке Петербурга на улице зодчего Росси. Библиотекарши признавались в разговорах между собой, что по ночам там тоже таинственно скрипят половицы, а к одной из них однажды кто-то подошел сзади и положил руки на лоб. Другие, впрочем, считают, что причина таинственных поскрипываний – пудовый кот, который долго жил в библиотеке.

 

А дальше идет описание, как трудна и тяжела для трудящихся эта утомительная работа. Впрочем, рикши на велосипедах теперь появились и в Петербурге.

 

Правда, днем под этим рикшей можно прочитать прозаическую и вполне успокаивающую надпись: «Рикша, двухколесная тележка приводимая в движение человеком... В народном Китае этот вид транспорта ликвидирован».

 

Крашеный деревянный гроб «богатого китайца» выставлен в зале рядом с кабинетом нашего отдела. Наверное, поэтому сотрудники Музея так и называют наш кабинет – «гроб». Да и в абрисе потолка видят очертания домовины. Все так привыкли к этому названию, что иногда могут сказать пришлому человеку, разыскивающему кого-нибудь из нас: «А он – в гробу». И не сразу понимают, чего тот испугался.

 

Гроб китайца

 

Вообще, надо сказать, если вы читали Гофмана, то манекены людей куда страшнее скелетов. Скелет – бывший человек, и с ним уже ничего не случится, а вот что может выкинуть манекен – мертвая природа, прикидывающаяся живой?..

 

На старой экспозиции стояли манекены папуасов и других экзотических воинов, которые целились в тебя из луков и пневматических трубок. Говорят, что однажды такая трубка или лук выстрелили. Но все это так, разговоры. Куда серьезней манекены в вороньих перьях, исполняющие тайный обряд Ворона, смотреть на который непосвященным – то есть нам с вами – запрещено индейцами, а нарушение запрета когда-то каралось смертью.

 

Самый легендарный экспонат Кунсткамеры – это, несомненно, скелет гайдука Буржуа. Петр Великий по время своих путешествий по Европе встретил на ярмарке в городе Кале некоего гиганта-француза, ростом в 2 метра 27 сантиметров (рост самого Петра, как известно, был чуть выше двух метров), который выступал там в балагане. Звали великана Николя Буржуа. Петр пригласил его в Россию, посулил изрядное жалованье, а когда тот согласился, сделал его своим гайдуком-телохранителем, чтобы тот ездил на запятках его кареты.

 

Гайдук Буржуа

 

Вскоре тосковавший в холодной России гайдук умер от апоплексического удара и пьянства. Петр поцеловал труп в губы (царь вообще делал много очень странных поступков) и повелел снять с покойного Буржуа маску, содрать кожу и набить ее соломой, выставив вместе со скелетом в Кунсткамере. Так и сделали. Одновременно сохранили для назидания потомству детородный орган гиганта (сейчас он заперт в сейфе у антропологов) и его огромное сердце.

 

Говорят, Петр задумал вывести новую породу огромных людей, женив своего гайдука на рослой девице Василисе. Однако из этой затеи ничего не вышло, детей у супругов не получилось. Вероятно, от болезни Буржуа, которую в Испании называют «французской», а во Франции – «испанской».

 

После октябрьского переворота в Кунсткамеру ворвались революционные матросы и, согласно абсолютно недостоверным, но упорным слухам, выпили всю царскую водку из банок, в которых хранились заспиртованные экспонаты. Известно: царскую водку пить нельзя – это яд.

 

В страшном пожаре 1747 года сгорело чучело славного Буржуа. Вероятно, тогда же исчез и его череп. Все имеющиеся в коллекциях музея черепа были слишком малы для гиганта. Однако теперь скелет стоит в шкафу в полном комплекте. Легенда утверждает, будто за черепом послали специального человека в Среднюю Азию, где тот нашел басмача с подходящей головой, которую и привез в Кунсткамеру. Ее-то и приделали потом к скелету Буржуа.

 

Если голова Буржуа бесследно исчезла, то некоторые из экспонатов Кунсткамеры просто не могут существовать в разлуке с нею. Кажется, они сами сопротивляются похитителям. Так похищенные в начале девяностых годов прошлого века образцы традиционного индийского оружия через некоторое время были найдены в брошенном автомобиле и благополучно вернулись в музей!

 

Революционные матросы, свергнувшие Временное правительство, и в самом деле много пили, разбивая винные погреба по всему Петрограду, а еще больше, якобы в целях борьбы с пьянством, выливали старинное выдержанное вино из царских подвалов Зимнего прямо в Неву, отчего вода в ней приобрела на время красноватый цвет.

 

Говорят, эту легенду захотел проверить некий атеист, дабы опровергнуть «темное суеверие». Однако стоило ему в ходе эксперимента достичь вершины дерева, как он исчез. Правда, случилось это в 1937 году, а потому так и осталось невыясненным, то ли он и в самом деле исчез из-за магии волшебного дерева, то ли по другой причине, из-за которой тогда бесследно и таинственно исчезали многие ленинградские ученые, верующие и неверующие.

 

В Кунсткамере еще много легенд и доморощенных мифов, о которых я вам расскажу во время следующих экскурсий, пообещал нам профессор Родионов. Вот, например, у центральной лестницы в музей установлено шаманское дерево Ту. На него забирался шаман во время ритуальных действий для общения с «верхним ярусом мира». Старые музейные служители верили, что когда сильный шаман залезал на самый верх, то внезапно исчезал.

 



 

Иван Вырыпаев:. Хроника юбилея. Шанс изменить жизнь петербуржцев. Музей в подарок городу. Правительство Санкт-Петербурга. Диалог с городом. Спорт для всех.

 

На главную  Власть 

0.0168
Яндекс.Метрика