На главную  Власть 

 

Самое роковое место. «Исаакиевский собор, – пишет в своей книге «Метафизика Петербурга» научный сотрудник РАН Дмитрий Спивак, – прочно занял в городском фольклоре роль «рокового места». Нашла она отражение и в литературе. Один из недавних примеров представила чуткая фантазия современного петербургского писателя А. Столярова. Под Исаакиевским собором его героям почудился подземный храм, где со времен основания города совершается некая «черная евхаристия». «Если ночью прижаться к земле, то услышишь – колокола. Триста лет суждено пребывать этому храму во мраке. Но исполнятся сроки, и тогда – распахнется земля», – утверждает автор.

 

Самым «роковым и таинственным» местом в Петербурге считается, как это ни странно, Исаакиевский собор. Не Михайловский замок, где, как уверяют, бродит тень злодейски убиенного заговорщиками императора Павла I, ни дом, где в романе Достоевского Родион Раскольников зарубил топором старуху-процентщицу, а именно этот собор. Почему?

 

Строительство Исаакиевского собора началось в 1818 году и продлилось 40 лет, до конца александровского царствования, и занявшее всю эпоху Николая I. Гигантскому храму суждено было стать главным кафедральным собором епархии, и как тогда выражались, «первенствующим в империи».

 

Д. Спивак все-таки не слишком верит книжным фантазиям Столярова, но, тем не менее, и сам добавляет: «Известно, что не у одного прохожего, мирно идущего мимо собора тихой пасхальной ночью, вдруг перехватывало дыхание при виде черной громады Исаакия, грозно высящейся на фоне неба, и огромных светильников, возжигавшихся на его кровле. Тогда начинал он припоминать нечто важное, давно ему ведомое о городе и основавшем его герое, всплывавшее только теперь из пучин подсознания…»

 

Никому не известный Монферран

 

Он был освящен в честь Исаакия Далматского – небесного покровителя Петра I. «Не у одного прохожего, мирно идущего мимо собора тихой пасхальной ночью, вдруг перехватывало дыхание при виде черной громады Исаакия, грозно высящейся на фоне неба, и огромных светильников, возжигавшихся на его кровле. Тогда начинал он припоминать нечто важное, давно ему ведомое о городе и основавшем его герое, всплывавшее только теперь из пучин подсознания…»

 

Огромный купол Исаакия и сегодня один как бы царит над городом. При его строительстве восстановлен облик типичного для русской архитектуры пятиглавого храма. Петр, как известно, ввел в России однокупольные церкви по типу базилики, в «голландском вкусе». Как, например, Петропавловский собор, ориентированный на лютеранскую кирху. А вот по углам кровли Исаакиевского собора поставлены уже четыре небольших сооружения под золотыми купольцами. Назвать их главами язык не поворачивается, а в описаниях собора они уклончиво именуются звонницами. Зато принцип старинного пятиглавия соблюден.

 

Конкурс на строительство Александр I объявил в 1809 году, и, к удивлению многих, на нем победил никому не известный молодой француз Огюст де Монферран. Он представил царю 24 варианта проекта, из которых Александр выбрал тот, что и был реализован.

 

При Александре II в собор была передана икона Нерукотворного Образа Спасителя, принадлежавшая в свое время Петру I и весьма им чтившаяся.

 

Определить стиль собора не так-то просто. Историки архитектуры говорят о позднем классицизме с мотивами из других, более ранних стилей. Некоторые говорили о «византийском» стиле. Вероятно, при этом имелась в виду пышность отделки храма. Эта ассоциация могла укрепляться и сюжетом горельефа, установленного над главным входом: Св.Исаакий Далматский благословляет на нем византийского императора Федосия Великого. Как известно, он оказал огромное влияние на становление ортодоксального христианства, провозгласив его государственной религией империи на созванном в 381 году в Константинополе II Вселенском соборе. Подойдя к храму, мы теперь можем поднять голову и узнать в лице Феодосия черты царя Александра I. Лица других фигур композиции представляют черты придворных Александра и Николая I. Такое совпадение не случайно: в те времена все чаще вспоминали о блеске Византии.

 

Современники, в том числе и иностранцы, восхищались Исаакиевским собором. «Можно сказать, – писал уже знакомый читателю нашей газеты французский поэт и писатель Теофиль Готье, – что это наивысшее достижение современной архитектуры. Замысел французского архитектора Огюста де Монферрана выполнялся от начала и до конца без изменений, без переработок. Не прекращающиеся 40 лет строительные работы привели к тому совершенству, которым мы сегодня не устаем любоваться. На долю самого архитектора выпало редкое счастье завершить им же начатое строительство, которое по своему размаху должно было поглотить жизнь не одного художника».

 

Наивысшее достижение архитектуры

 

Как это и бывает обычно, многие выступали против строительства в центре Петербурга нового огромного собора. Другие архитекторы, видимо, завидуя Монферрану, твердили, что возможно оседание почвы под тяжестью фундамента, и предупреждали, что собор может рухнуть. К царю стали поступать записки против проекта Монферрана, и строительные работы замедлились, хотя в финских карьерах продолжали выпиливать гигантские монолиты для колонн. Затем тщательный пересмотр планов привел к признанию их выполнимыми. Работы продолжились и завершились полным успехом.

 

В то время как, напомним, Кафедральный собор в Кельне, например, строился с 1248 года в течение шести веков, а в Севилье (Испания) кафедральный собор начали строить в пятнадцатом, а закончили только в девятнадцатом веке.

 

Для того чтобы увидеть Исаакиевский собор во всем его великолепии, нужно встать на углу сквера у Адмиралтейства – только с этой точки можно судить о здании в целом. Отсюда полностью видны главный фасад, один из боковых портиков, три из четырех малых куполов. Осененный крестом большой купол с ротондой колонн и фонарем сияет золотом на фоне неба. На всех четырех портиках насчитывается 48 колонн, не считая колонн вокруг купола. После Помпейской колонны (монолит из красного гранита близ Александрии в Египте) и Александрийской колонны на Дворцовой площади это самые большие монолиты, выточенные когда-либо рукой человека. «Нельзя себе представить, какую идею силы, мощности и вечности выражают на своем немом языке эти колонны, в едином броске устремленные вверх и несущие на своих головах Атлантов легкий в сравнении с ними вес фронтонов и статуй. Они долговечны, как кости самой Земли, и если рассыплются, то только вместе с нею», – восторгался Теофиль Готье.

 

Великолепное убранство

 

Зловещее пророчество сбылось

 

Еще более поразило его внутреннее убранство собора. «С первых же шагов вас охватывает изумление: гигантский размах строения, обилие самых редких мраморов, великолепие позолоты, фресковый колорит настенной живописи, зеркальная поверхность полированного пола, в котором отражаются предметы, – все соединяется воедино, чтобы произвести на вас ослепляющее впечатление, особенно, если ваш взгляд упадет, а этого не избежать, на иконостас. Иконостас – это великолепное сооружение, храм в храме с фасадом из золота, малахита и лазурита, с вратами из массивного серебра, а ведь это только внешняя часть алтаря!»

 

После революции Исаакиевский собор, как и другие храмы России, разграбили большевики. Из него изъяли 3 пуда золота, 140 пудов серебра и более 800 драгоценных камней. Мистические качества собора и тогда дали себя знать. В 30-е годы его хотели разрушить, как и храм Христа Спасителя в Москве, – купол закрывал вид на Неву из кабинетов Горсовета, размещенного в Мариинском дворце. Однако в защиту «очага мракобесия», как именовали тогда церкви большевики, вдруг выступил главный питерский коммунист – Сергей Киров, который вскоре был при загадочных обстоятельствах убит.

 

Когда строительство собора затянулось, то в Петербурге стали шутить, что Монферран-де умышленно его тормозит, ибо ему было предсказание, будто закончив стройку, он тут же умрет. Однако шутка обернулась зловещим пророчеством. Архитектор умер ровно через месяц после завершения работ. Александр II отказался похоронить его в подвалах собора, как тот завещал, и вдова увезла тело покойного во Францию.

 



 

Сомнения прочь... Рекомендации стоматолога. Большой праздник книги. Улица – для всех!. Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 N 1281. Школа и учителя – приоритет правительства. Часовня – подарок городу. Петербуржцам нужен медосмотр!.

 

На главную  Власть 

0.0149
Яндекс.Метрика