На главную  Власть 

 

Дом на Большой Морской. С начала 1760-х годов трехэтажный каменный особняк на этом участке Большой Морской улицы принадлежал Ивану Перфильевичу Елагину – приближенному императрицы Екатерины II, с 1766 года управлявшему «театрами и музыкою придворными». Он жил на широкую ногу, устраивал пышные приемы и обеды на множество персон, пробовал себя в поэзии и прозе, покровительствовал писателям и актерам. В особняке Елагина на Большой Морской собиралась масонская «Ложа муз», в которой Иван Перфильевич значился «мастером стула» (магистром). С течением времени Елагин стал руководить целым союзом масонских лож так называемой «Английской системы».

 

Сегодня в стенах дома № 38 по Большой Морской улице размещается Санкт-Петербургский союз художников, а когда-то здесь жил петербургский генерал-губернатор граф Михаил Милорадович, а до него в нем побывал легендарный авантюрист Калиостро.

 

В 1802 году в бывшем доме Елагина, купленном казной, разместили канцелярию военного генерал-губернатора Петербурга. Здесь на казенной квартире, занимавшей почти целый этаж, жил герой Отечественной войны 1812 года, военный генерал-губернатор в 1818–1825 годах граф Михаил Андреевич Милорадович, апартаменты которого напоминали скорее художественный музей, чем квартиру.

 

У Елагина как у «президента главной масонской ложи» останавливался легендарный авантюрист Калиостро, прибывший в Петербург в 1779 году в тщетной надежде получить должность лейб-медика императрицы Екатерины II и основать на берегах Невы филиал своего «Египетского масонства». Елагин и Калиостро в специальной алхимической лаборатории пытались «варить золото».

 

Любитель театра и зрелищ, Милорадович был дружен с директором императорских театров Аполлоном Майковым. И так уж случилось, что генерал-губернатору довелось умереть на руках своего театрального друга после рокового «представления» – восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

 

Бесстрашный человек, любимец солдат, граф Милорадович, по словам Дениса Давыдова, в период Наполеоновских войн «был известен нашей армии по своему необыкновенному мужеству и невозмутимому спокойствию во время боя».

 

Участник восстания А. Е. Розен вспоминал: «Граф М. А. Милорадович, любимый вождь всех воинов, спокойно въехал в каре и старался уговорить солдат; ручался им честью, что государь простит им ослушание, если они тотчас вернутся в свои казармы. В эту минуту пули Каховского и еще двух солдат смертельно ранили смелого воина, который в бесчисленных сражениях и стычках участвовал со славою и оставался невредимым; ему суждено было пасть от русской пули».

 

Пыляев в книге «Старый Петербург» пишет: «В этот день граф завтракал у Азаревичевой, откуда был вызван на площадь, где и был смертельно ранен пулею, которую в тот же вечер показывал Майкову, говоря: «Вот что после твоего сытного завтрака не могу переварить».

 

Скончался Милорадович 15 декабря 1825 года «от ран, полученных пулею и штыком на Сенатской площади», – так было написано на надгробии графа в Александро-Невской лавре.

 

«Какая сволочь! Чего хотела эта шайка разбойников… Презренные злодеи, которые хотели с такой бе­зумной свирепостью зарезать Россию», – писал об этих событиях поэт В. А. Жуковский.

 

С 1870-х годов, когда повелением императора Александра II дом перешел во владение Императорского общества поощрения художеств, здание это связало свою судьбу со многими поколениями русских художников. С ними оно не рассталось и сегодня.

 

После убийства графа в доме на Большой Морской поселился новый военный генерал-губернатор – Павел Васильевич Голенищев-Кутузов. Именно к нему в 1828 году был вызван Пушкин для дачи показаний по поводу его «безбожной» поэмы «Гаврилиада». Пушкин долго и упорно все отрицал, но в конце концов в своем письме на имя Николая признался. Царь распорядился считать все дело оконченным.

 

Общество проводило выставки, приобретало художественные произведения, которые затем передавались в музеи, устраивало лотереи и конкурсы, вырученные средства от которых шли на поддержку неимущих художников и членов их семей. Одаренных живописцев, скульпторов и архитекторов общество отправляло за границу, выдавая специальные пособия (пенсионы), которыми воспользовались многие художники. Вот некоторые имена: Карл Брюллов, Василий Верещагин, Иван Крамской, Тарас Шевченко и другие.

 

Это общество было учреждено 12 декабря 1821 года по инициативе ряда видных русских меценатов и общественных деятелей – людей состоятельных, понимавших, что необходимо поддерживать молодых художников, графиков, скульпторов, архитекторов.

 



 

«Каждый молод, молод, молод…». Эй, вратарь, готовься к… отъезду?. Памяти коллеги и друга. Путь для России. «Зенит» будет играть на новом поле. «Это потрясающе!». Перчатка Обаме.

 

На главную  Власть 

0.0098
Яндекс.Метрика