На главную  Власть 

 

Аничкова на Аничковом мосту. Девиз рода Аничковых, изображенный в нижнем поле фамильного герба, – «Верность земле и преданиям». Когда в начале 14-го века царевич Большой Орды Берка выехал на службу к Великому Князю, Ивану Даниловичу Калите, при Святом крещении он был назван Аникiемъ, отчего и потомки его стали писаться Аничковыми. Был женат на дочери Святослава Мудрого… Происхождение же имени Аникий соответствует древней византийской истории о герое Дигенисе (Дионисе), прозванном anikitos, что означает – непобедимый. Аничковы – служивые дворяне. Из поколения в поколение они служили России и оставили заметный след в ее истории: строили, защищали, писали книги, умирали на поле брани. Чтя традиции семьи, Надежда Аничкова, родившись художником, посвятила свое творчество Петербургу.

 

В 1715 году Петр Великий, несмотря на свою нелюбовь к мостам, разрешил «на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». Мост этот строился «под главным наблюдением» полковника Аничкова, одного из первых строителей Петербурга. От фамилии этого полковника он и получил свое название. Сегодня на Аничковом мосту часто бывает с мольбертом художница Надежда Аничкова, наследница знаменитой фамилии.

 

Проект «Старый квартал» — это новый подход к сохранению культурной социальной среды петербургских дворов.

 

Петербург – это город-книга. Книга, которая вот уже триста лет снится художникам и поэтам. Со страниц книги художницы Нади Аничковой «Сны о Петербурге» на читателя смотрит город-миф, и знакомство с ней превращается в некий ритуал, главная цель которого – воскресить память об ушедшем и живое ощущение старого и вечно юного Великого города.

 

В год 300-летия Санкт-Петербурга, когда Надежда переехала в исторический дом на Мойке (дом постройки 1836 года ни разу не подвергался реставрации, как, впрочем, и все окружающие постройки данного квартального пространства), у нее возникла идея проекта «Старый квартал». Проект вызвал большой интерес у руководства «Классического города», у Благотворительного фонда принца Чарльза, у членов известного Парижского петербургского клуба, у депутатов Государственной думы, у муниципального образования «Адмиралтейский округ», у ряда реставрационных и строительных фирм (в том числе и международных), а также у жильцов исторического дома. КГИОП также поддержал этот проект.

 

Для самой Надежды, представительницы старинного рода Аничковых, начало которого датируется 1301 годом, – для нее, девяти лет оставшейся круглой сиротой, город был и остается всем и всеми, город, в котором и для которого ее предки были вовсе не случайны. Чтя традиции семьи, Надежда Аничкова, родившись художником, посвятила свое творчество Петербургу. Тема ее работ – не парадные виды столичного Петербурга, а его аскетическое внутреннее убранство: безлюдные острова-дворы, отчужденные от людской толчеи стены холодных зданий и т. п.

 

Проект «Старый квартал» – это принципиально новый подход к реставрации, реконструкции и дальнейшему использованию памятников истории и культуры классического Санкт-Петербурга во имя сохранения культурной и социальной среды петербургских дворов. Совмещая лучшие традиции Петербурга прошлого и Петербурга настоящего, Проект решает насущные социально-культурные проблемы в рамках отдельно взятого дома, двора, квартала. Он предлагает реставрировать и реконструировать старые дворы СПБ, создав в них европейские условия жизни с учетом их исторического содержания.

 

«Старый квартал» – это квартал, ограниченный набережной реки Мойки и переулками: Фонарным, Прачечным и Пироговым. Центром квартала является двор дома-памятника по набережной Мойки, № 84, где и живет художница Аничкова. Ее квартира – это творческая мастерская, наполненная картинами о Петербурге, и вся деятельность «Старого квартала» и «Общества Старый Петербург», вице-президентом которого она является, проходит там же.

 

В конце июля 2006 года, когда в Петропавловской крепости при поддержке Музея истории города и Центра графических искусств СПб была открыта очередная персональная выставка Надежды Аничковой «Сны о Петербурге», на вернисаже собрались многие из тех, кто интересуется судьбой Петербурга и кто подписал обращение к губернатору города о поддержке проекта «Старый квартал». Это: Почетный президент «Старого Петербурга» князь Дмитрий Шаховской, председатель Парижского петербургского клуба Владимир Шидловский, директор Петропавловской крепости Борис Аракчеев, директор Благотворительного фонда принца Уэльского Женевьев Манзер, руководитель «Классического города» профессор Аркадий Небольсин, народный артист СССР Олег Басилашвили, народный артист Фарух Рузиматов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов, академик РАМН Андрей Аничков и другие видные деятели культуры и науки.

 

В соответствии с городской программой восстановления и обновления исторического центра Санкт-Петербурга Проект способствует повышению гражданской активности населения, проживающего в зоне его действия под знаком создания из заброшенных дворов исторического центра новых привлекательных туристических зон. Центром «Старого квартала» могла бы стать творческая мастерская Надежды Аничковой – члена Союза художников России.

 

Собирая старые рукописи, пожелтевшие от времени письма, книги, альбомы со старинными фотографиями, перелистывая чудом сохранившуюся бальную книжечку своей прабабушки, она давно уже поняла, что история одной семьи не вмещается в традиционные семейные рамки. Три века петербургской истории – это бесчисленное количество имен и адресов, выходящее за рамки одной, хотя и огромной страны.

 

Сегодня картины Надежды Аничковой находятся на постоянном хранении в государ­ственных музеях и в частных коллекциях Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Хельсинки, Парижа, Гамбурга, Берлина, Лондона. Порой, сделав лишь несколько шагов, Надежда устраивается с мольбертом на набережной Мойки, либо прямо во дворе, как на сцене. В любом случае она рисует свой Петербург, забывая о помойках и тоске запустения. Граница реальности, нарисованная ее воображением, мерцая золотым куполом Исаакиевского Собора, притягивает образы прошлого Петербурга.

 

Продолжательница рода Аничковых, Надежда не претендует на возращение былых материальных привилегий, но желает иметь надлежащее место для осуществления своей профессиональной деятельности, которая посвящена Петербургу.

 

Соседи по дому, друзья, родственники, музейщики и коллеги становятся единомышленниками талантливой художницы и стараются поддержать идею о создании в историческом петербургском дворе культурного центра «Старого квартала», сосредоточенного в Творческой мастерской Надежды Аничковой. Ведь Аничковы в Петербурге – это не только Аничкова слобода и Аничков мост, это – и Михайловский замок, и Троицкий мост, и Петербургский университет, и Кадетский корпус, и Российская библиотека, и казармы лейб-гвардии Егерского, Преображенского, Семеновского полков, и Реформаторское училище при разрушенной большевиками реформаторской церкви….

 



 

Петербург – вторая столица эфира. «Социальная зависть или ксенофобия?». СМИ – великая сила против коррупции. Нумерология по Фокину. Нетрадиционный подход к прекрасному. Без гастарбайтеров не обойтись. Наш Достоевский.

 

На главную  Власть 

0.0222
Яндекс.Метрика