На главную  Власть 

 

Возврату не подлежит!. Темой трофейных сокровищ, – сообщил нам Савва Ямщиков, – я заинтересовался еще в 1989 году, когда поставил на Президиуме Фонда культуры СССР вопрос о снятии грифа секретности со всех музеев и архивов, где хранились ценности, вывезенные Советской армией из разгромленной Германии и стран ее союзников. Я тогда работал во Всероссийском реставрационном центре, где в спецхране размещалась так называемая «Венгерская коллекция» – около 150 шедевров мирового искусства, в том числе картины Гойи, Эль Греко, Тициана, Делакруа и др. Эти сокровища были конфискованы Эйхманом у венгерских евреев, но вывезти их в Германию нацисты не успели. Венгрия, как известно, воевала на стороне Германии, а потому наши войска вывезли коллекцию в СССР, где она тайно хранилась в нашем центре, в маленькой комнате, размером около 60 кв. метров или, как его называли, «спецхране».Савва Ямщиков уже давно ведет активную борьбу за сохранение и спасение сокровищ русской культуры

 

«Возврату не подлежит. Трофеи Второй мировой» – так называется книга, вышедшая в издательстве «Алгоритм», презентация которой прошла в Москве 9 сентября. Ее автор – известный публицист и реставратор, академик РАЕН Савва Ямщиков уже много лет занимается этой темой и приводит в своей книге много новых и сенсационных фактов. Об этом автор, побывавший недавно в Петербурге, рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете.

 

В 1989 году мне позвонила зав. отделом в центре реставрации Надежда Кошкина.Ценнейшая коллекция, состоявшая из графики и акварелей Дюрера, Боттичелли, Тициана, Рубенса и других корифеев живописи, предназначалась лично для Геринга и находилась в одном из замков в Германии. Его захватили наши войска, и среди офицеров оказался капитан Виктор Балдин, по профессии искусствовед. По его версии, он будто бы нашел рисунки и гравюры беспорядочно разбросанными по полу и «спас» их.

 

После смерти Сталина Хрущев, успевший многое разбазарить, бездумно передал в «братскую» ГДР более трех миллионов произведений искусства, вывезенных советской армией из Германии: Дрезденскую галерею, Пергамский алтарь, а также громадную нумизматическую коллекцию (около 2,5 миллиона редчайших монет). Такая преступная политика продолжалась и при Брежневе и Горбачеве. Из «Венгерской коллекции» Венгрии вернули 30 полотен венгерских художников. Шедевры гибнут!

 

– А в чем дело? – удивился я.

 

– Савва, я не могу больше здесь работать!

 

Надо сказать, что в «спецхран» вход был строго ограничен. Однако Кошкина все-таки показала мне шедевры. Я пришел и обомлел: словно попал в Лувр или в Прадо! Однако многие холсты были в очень плохом состоянии. Надо было срочно принимать меры.

 

– У нас уже 45 лет хранятся шедевры, которые гибнут!

 

С ним мы говорили о том, что, конечно, трофейные фонды надо рассекречивать, реставрировать, но не отдавать. А если и отдавать, то за огромные компенсации.

 

Тогда я отправился к Валентину Фалину, который тоже входил в Президиум Фонда культуры и был в те времена зав. международным отделом ЦК КПСС, а до этого – послом в ФРГ. Кроме того, он был известен как крупный коллекционер. В годы войны Фалин, еще мальчишкой, работал на заводе токарем и получил 8 разряд – это как «черный пояс» в карате. После этого поступил в МГИМО и сделал в советские времена большую карьеру. Он, кстати, написал для моей нынешней книги предисловие.

 

А я осмелел и спрашиваю: «А вы Горбачеву верите?» А Фалин: «Я ему служу! А вы?»

 

В конце разговора Фалин говорит: «Пусть Лихачев (он был президентом Фонда) напишет письмо Горбачеву.

 

Однако письмо Горбачеву все-таки написали, но он спустил все по бюрократической линии. Но на эту тему уже стали писать многие газеты, Влад Листьев пригласил меня в «Час пик», словом, волна по рассекречиванию покатилась. Но тут же и началось воровство ценностей чиновниками. Многое пропало из Троице-Сергиевой лавры, где спецхран был оборудован в Пивной башне. Прокуратура начала следствие, но следователя потом при загадочных обстоятельствах выбросили из электрички.

 

– А я – нет!

 

В 1945 году, когда наши войска ворвались в Германию, Сталин отдал приказ о создании специального штаба, в состав которого вошли 70 видных специалистов, искусствоведов, художников и историков, среди них были Павел Корин, Ирина Антонова, Степан Чураков и другие известные деятели. Задача состояла в том, чтобы ни одно произведение искусства, ни одна музейная вещь не пропали в хаосе, который царил в разгромленной Германии. И действительно, не была украдена ни одна вещь, кроме так называемой Бременской коллекции. Это – особая история.

 

В разбазаривании ценностей принимали участие даже руководители государства. Так, Ельцин вдруг вздумал подарить трофейную библию Гуттенберга (стоимость ее колоссальна) «другу Колю». Но как ее могли взять, ведь она хранилась в библиотеке МГУ!? Впрочем, мы успели позвонить в «Известия» буквально накануне визита, там вышла сенсационная публикация, вспыхнул скандал, и позорная передача не состоялась. Однако из «Венгерской коллекции» Ельцин все же успел подарить венграм две картины. Их взяли ночью из спецхрана люди с автоматами, как бандиты. Штаб для сокровищ

 

Коллекция под кроватью

 

Ценнейшая коллекция, состоявшая из графики и акварелей Дюрера, Боттичелли, Тициана, Рубенса и других корифеев живописи, предназначалась лично для Геринга и находилась в одном из замков в Германии. Его захватили наши войска, и среди офицеров оказался капитан Виктор Балдин, по профессии искусствовед. По его версии, он будто бы нашел рисунки и гравюры беспорядочно разбросанными по полу и «спас» их. В это трудно поверить, зная о педантичности немцев, которые были отлично информированы о колоссальной стоимости коллекции. По инструкции Балдин был обязан тут же доложить о находке (всего 361 лист) в уже упомянутый штаб или сдать сокровища сразу же после возвращения в Москву.

 

Разумеется, что перепуганный Балдин тут же достал чемодан из-под кровати и торопливо сдал коллекцию в музей Щусева. Произошло это в конце 1947 года, т. е. два года спустя после окончания войны. Так что «бескорыстным спасателем» коллекции Балдина назвать весьма трудно.

 

Однако он этого не сделал, а, вернувшись в Загорск, где он работал, спрятал коллекцию под кроватью. Попался он при попытке продать личный кортик Геринга, усыпанный драгоценными камнями. Однако Берия его не расстрелял. За Балдина вступился академик Щусев (у которого тот работал), строивший в то время новое здание для КГБ и потому часто общавшийся с его могущественным главой. В итоге к «крадуну» отнеслись снисходительно: «молодой, мол, ошибся по глупости». К тому же в то время было уже известно, что многие генералы и маршалы вернулись из Германии отнюдь не с пустыми руками.

 

Договор с немцами

 

К тому же через 15 лет Балдин сам стал директором музея Щусева и начал усиленно добиваться возврата коллекции в Германию. Он сам ездил в Бремен и договаривался с немцами об этом. Так что напрасно некоторые пытались и до сих пор пытаются сделать из Балдина «героя», на самом деле он – настоящий преступник.

 

Однако в 1993 году, когда министром культуры стал Михаил Швыдкой, разразился грандиозный скандал. Швыдкой распустил комиссию по реституции, и в газетах появились сообщения, что России решила передать Германии бременскую коллекцию… бесплатно! Я тут же позвонил Николаю Губенко, который в то время был главой комитета по культуре Госдумы, и тот как Александр Матросов, грудью стал на пути позорной сделки.

 

Пока шла дискуссия о «деле Балдина», Поленов, Расторгуев и я, входившие в состав комиссии по реституции, поехали в Бремен вести с местными властями переговоры о судьбе коллекции. Договорились о том, что мы возвращаем немцам коллекцию по частям, а они в обмен восстанавливают 7 разрушенных и разграбленных гитлеровскими войсками новгородских церквей. Немцы сначала отказались, но после долгих переговоров с нашими условиями согласились и договор подписали.

 

В результате прокуратура арестовала Бременскую коллекцию, и ее бесплатный вывоз в Германию не состоялся. Сокровища (их стоимость около 1,5 млрд долларов) остались в России.

 

Губенко мне потом рассказал, что ему звонил лично Путин, который потребовал, чтобы работа шла по тому документу, который мы подписали с немцами в Бремене.

 

Впрочем, тут же выяснилось, что некий человек тайно уже передал в посольство ФРГ в Москве 102 листа из другой части Бременской коллекции. Дело в том, что вместе с Балдиным, в той же части, которая была расквартирована в упомянутом выше замке, служили еще два офицера. По странному совпадению их фамилии были схожими: Балакин и Баландин. Вот кто-то из них тоже утащил свою долю из замка и потом сумел тайно передать немцам. Разумеется, не бесплатно…

 

Таинственный «продавец»

 



 

Взгляд в будущее. ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. В движении. Аресты в Грузии российских офицеров. Раздражающие блики. Лихачевские чтения. Судьям тесно не будет.

 

На главную  Власть 

0.0105
Яндекс.Метрика