На главную Власть
Доброта русских. Некоторые считают, что это якобы – лень и неумение, да и попросту нежелание ничего делать. Мол, типичный образчик русского – лежащий на диване Обломов, которого энергичный немец Штольц упорно старается научить работать, но ему это никак не удается.Доброта – вот национальная черта русских! Не случайно главный герой русских народный сказок – добрый богатырь Добрыня Никитич, помогающий и защищающий слабых. У каждого народа есть своя отличительная черта. У немцев – аккуратность и педантизм, у французов – галантность и любовь к прекрасному полу, у американцев – предприимчивость и деловитость, у итальянцев – музыкальность и природное чувство гармонии и т. д. А вот у русских? Какая главная отличительная черта нашего народа? Русские – анархисты, говорят другие. Они не в состоянии поддерживать порядок, а потому никак и не могут справиться со своими собственными «дураками» и починить свои собственные изрытые ямами дороги. Итак, лень? Но постойте! Этот «ленивый» народ создал самое большое в мире государство? Прошел тысячи километров от берегов Белого моря до Тихого океана? Покорил Сибирь, построил среди лесов громадные заводы и плотины, первым послал человека в космос, разгромил непобедимые никем армады Наполеона и Гитлера? Есть в пограничной полосеНеписанный закон: Мы знаем всех, Мы знаем все,Кто я, кто ты, кто он! Русские не могут поддерживать порядок? А в какой другой стране было больше стального порядка, чем при товарище Сталине? Пикнуть никто не смел, все по струнке ходили! Даже песни и стихи на этот счет сочиняли: И после этого русские – разгильдяи и анархисты? Никогда и нигде в мире не было такого строгого порядка, как в СССР во времена Сталина. Паситесь, вольные народы.Вас не пробудит славы клич.К чему стадам дары свободы,Их должно резать или стричь! Другие, увы, все еще очень многочисленные, «доброжелатели России» уверяют: русские – рабы, им по своей природе чужда свобода и демократия, рабство – вот их удел! А в подтверждение приводят слова Пушкина: Кстати, все разговоры о свободе применительно к государству вообще – от лукавого. Где есть государство – какая же там свобода? Она есть в США, как уверяют нас некоторые? Очень много было свободы у негров в Нью-Орлеане? Им была, как мы все отлично видели на экране, предоставлена полная и абсолютная свобода утонуть там во время наводнения от цунами! Да, крепостное право в России и в самом деле было отменено только в 1861 году, гораздо позднее, чем в других странах Европы. Однако его не было на севере России, его никогда не было в Сибири, его не было и у казаков на южных рубежах Российской империи. Несвободный народ никогда бы не смог дать миру таких поэтов, как тот же Пушкин, Лермонтов или Некрасов. В какой другой стране еще в 19-м веке поэты призывали «глаголом жечь сердца людей»!? Эти строки И.Солоневич написал в 1954 году, проживая в изгнании в Аргентине. А в 1991 году у нас произошло все именно так, как он и предсказывал. И до сих пор, кстати, некоторые у нас только и делают, что твердят о свободах и называют себя «демократами». «Гипноз свободы оплачивается очень дорого, как и гипноз любого вранья, – прозорливо отмечал русский писатель-эмигрант Иван Солоневич. – Русский народ имел свободу в Москве для того, чтобы наполовину потерять ее в Петербурге и попасть потом на лагерные работы в СССР. После СССР нам будут предлагать очень многое. И все будут врать в свою лавочку. Будет много кандидатов: в министры и вожди, в партийные лидеры и военные диктаторы. Будут ставленники банков и ставленники трестов – не наших. Будут ставленники одних иностранцев и ставленники других. И все будут говорить прежде всего о свободах: самая обещающая и ни к чему не обязывающая тема для вранья. Свободу, как нам уже доподлинно известно, организовали все. И Сталин, и Гитлер, и Муссолини, и даже покойный Пилсудский…» А как же тогда знаменитая фраза князя Владимира о том, что «веселие на Руси есть пити»? Однако, по словам историка Льва Гумилева, это признание вовсе не имело того комического смысла, что, мол, выпивохи русские, который вкладывают сегодня в нее нынешние «друзья России». Нет, это был древний воинский обряд, ритуал совместного питья вина с дружиной, который их объединял, и от которого князь Владимир не мог отказаться. Но мы отвлеклись. Итак, какова же главная отличительная черта русских? Неужели склонность к пьянству? А вот это уже – самая большая ложь! До времен СССР никогда русские не отличались этим среди других народов Европы. До 1913 года Россия была среди других стран мира на 11 месте по количеству потребляемых спиртных напитков на душу населения. Не лишним будет вспомнить, что во времена Первой мировой войны в России вообще был «сухой закон», а только при Сталине советским солдатам на фронте стали выдавать ежедневно «наркомовские» сто грамм, что немало и способствовало спаиванию русского народа. Что же касается «веселья», то немцы, например, в те времена, оказывается, веселились куда больше! Мартин Лютер писал, что «немецкий народ есть народ пьяниц, что его истинным богом должен быть бурдюк с вином». Так какова же все-таки на самом деле главная национальная черта русских? Их, наверное, две: терпение и доброта. Помните, у Некрасова: «… вытерпит все, и широкую, ясную…» Или у Тютчева: «Край родной долготерпенья, край ты русского народа!» Я вспоминаю, что в Ленинграде в 70-е годы, когда работал студентом-переводчиком, никогда не видел столько «вусмерть» пьяных людей, чем тогда, когда в город на праздники приезжали автобусы с финскими туристами. Еще на границе финны покупали ящики с водкой, и несколько дней пили у нас «не просыхая»! И это несмотря на то, что в самой Финляндии тогда существовали, да и сегодня существуют, самые строгие меры по борьбе с алкоголизмом. Да и пить жителям вполне благополучной и сытой Финляндии не было, вроде, никакого резона. А ведь как пили, да и, как говорят, пьют до сих пор! С этим тесно связана и другая наша национальная черта – доброта. «Европа не знает нас, – писал великий русский философ Иван Ильин, – потому что ей чуждо славяно-русское созерцание мира, природы и человека. Западноевропейское человечество движется волей и рассудком. Русский человек живет прежде всего сердцем и воображением, а лишь потом волей и умом. Поэтому средний европеец (и тем более американец – добавим мы) стыдится искренности, совести и доброты, как «глупости». Русский человек, наоборот, ждет от человека прежде всего доброты, совести и искренности». Историк К. Касьянов писал: «Терпение – это, безусловно, наша этническая черта и в каком-то смысле основа нашего характера». Из 30 тысяч пословиц в словаре Даля на первом месте – «спасение», а на втором – «терпение». «Без терпения нет спасения», «Бог терпел и нам велел» и т. д. При этом терпение понимается вовсе не как слепая и безвольная покорность судьбе, а как решение самых трудных проблем за счет внутренних духовных ресурсов, неагрессивным путем. «Русские очень добры, потому что они и есть добро», – повторяет вслед за ним современный философ Александр Дугин. «Русский народ по природе своей добр, и нет, пожалуй, другой столицы, где грабежи были бы так редки, как в Петербурге»,– констатировал побывавший в России знаменитый французский писатель Александр Дюма. А чем отличаются герои русских народных сказок? Добротой! Как зовут главного из «Трех богатырей»? Добрыня Никитич! Именно этого: доброты и правды жаждали и герои великой русской литературы: Алеша Карамазов, Пьер Безухов, да и тот же Обломов. А чем поразил весь мир первый космонавт Юрий Гагарин? Своей необыкновенной доброй улыбкой, которая, кстати, если присмотреться, очень сильно напоминает таинственную улыбку Джоконды на знаменитой картине Леонардо да Винчи! Ну, а сегодня? Русский народ все так же добр? Ведь Петербург, например, уже давно не такой, каким его видел Александр Дюма. Его даже называли некоторое время назад «криминальной столицей России», а в российских тюрьмах сейчас сидит, пожалуй, куда больше преступников, чем в любой другой стране мира. Что же произошло с русским народом? После перенесенных невиданных в истории тяжелейших испытаний и самого настоящего геноцида он очерствел, ожесточился, потерял всю свою доброту? Однако именно доброта, будучи сама по себе безусловно весьма положительным качеством, стала и причиной многих наших несчастий. Именно по этой причине Россия дважды рушилась: в 1917 и в 1991 гг. «Россия, – писал уже упомянутый выше И. Ильин, – рухнула на наших глазах не потому, что русский человек был силен во зле и злобе, наподобие немцев, а потому, что он был СЛАБ В ДОБРЕ…» По его словам, русский человек оказался слабым в добре и подчинился людям, составлявшим в стране ничтожное меньшинство (около 50 тысяч большевиков), но зато оказавшимися сильными во зле.
Признаюсь, что я не знаю, как ответить на этот трудный вопрос. Мой личный опыт говорит о том, что, конечно, русский народ сильно изменился, даже за последние 15 лет, но добрым он все-таки быть не перестал. Он пока никак не ответил тем, кто разорил его, ограбил и заставил страдать все эти последние годы. От доброты? Он им все простил? Снова толстовское «непротивление злу насилием»? Тогда стоит ли его сейчас за это хвалить?
Не ладно что-то в «Пулково». Судьба императрицы. В фокусе. Монеты для императрицы. Знаменитые универсанты. Льготы при отказе от соцпакета. Взгляд в будущее. На главную Власть 0.0134 |
|