На главную  Власть 

 

Уголок духа чистого. Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в XV веке. До XVIII века его материальное состояние было тяжелым.

 

«Похоже, это непреложная закономерность: лишите народ веры – и он перестанет воспроизводить себя, а на освободившиеся территории придут иностранные солдаты или чужестранцы». Актуальнейшая мысль для сегодняшней России! Однако высказал ее, как это ни странно, американец, бывший советник президента США Патрик Дж. Бьюкенен. Это говорит о том, что проблема веры и ее важности для современного общества, разъедаемого язвой «глобализма», заботит сейчас многих в мире. Многие понимают, что для ее утверждения остро необходимы такие уголки «духа чистого», как монастыри, духовные академии, подворья и другие центры духовной жизни, которые все прочнее утверждаются в нашей стране после краха коммунизма. Сегодня наш рассказ об Успенском подворье монастыря Оптиной пустыни, что расположилось на набережной Лейтенанта Шмидта на Васильевском острове.

 

От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль прекрасной монастырской рощи. В 1832–1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. За монастырской рощей расположен скит. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.

 

В 1773 году в монастыре было всего два монаха – оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. Со всех сторон России стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» – люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец». Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России.

 

Подворье в Петербурге

 

С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В значительной степени на материале Оптиной написан «Отец Сергий» Толстого. Достоевский приехал в Оптину сразу после тяжелой драмы – смерти сына в 1877 году. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни. У Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М. Н. Толстая была монахиней основанного старцем Амвросием женского монастыря в Шамордино.

 

– Ремонт будет продолжаться еще несколько лет, – сообщил нам настоятель Подворья, игумен Ростислав. – Ремонтируются купола, с особой тщательностью ведется реставрация фресок. На этой работе, сложной и кропотливой, заняты около 90 мастеров. Городские власти, в том числе и сама Валентина Ивановна Матвиенко, нам активно помогают. В соответствии с губернаторской программой начался ремонт фасада исторического здания.

 

Для связи с монастырем в Петербурге создано Подворье, а на светском языке – его представительство, которое расположилось в храме на Николаевской набережной (переименованная в советские времена в набережную Лейтенанта Шмидта). Сначала оно было Подворьем Киево-Печерской лавры. Строительство зданий Подворья и замечательного по красоте храма Успенья Божьей матери проходило в 1895-1900 гг. под руководством архитектора Косякова. В 1956 году власти не придумали ничего лучше, как устроить в церкви... каток! В результате были сильно повреждены уникальные фрески. Подворье возродилось только в 1991 году, когда здания вернули православной церкви и там начался ремонт.

 

При Подворье созданы воскресная школа, Богословский институт, где обучается более семидесяти студентов, имеется библиотека, золотошвейная мастерская «Убрус». А началась эта мастерская с… простой полки. На ней и чай пили, и вышивали. Вскоре появилась школа церковной вышивки и золотого шитья. Сюда мог прийти любой желающий, освоить технику орнаментального и иконного шитья, ознакомиться с историей древнерусской вышивки и за три года стать настоящим мастером. Большие предметы здесь вышиваются «соборно», то есть коллективно. Участие в общей работе воспитывает терпение, умение услышать другого, смирение и послушание. Быть может, поэтому коллектив здесь очень дружный. Мастерская вскоре стала для педагогов и учеников вторым домом, а для многих даже первым. Все заказы, выполняемые мастерской, уникальны. Ее мастера самостоятельно разрабатывают проекты и эскизы для каждой вещи. Все работы выполняются вручную, натуральными материалами, по старинным технологиям. Здесь создаются плащаницы, хоругви, богослужебные облачения, покровцы, шитые иконы. Творения рук вышивальщиц высоко оценены не только в России, но и за ее пределами.

 

Постепенно, продолжает игумен Ростислав, налаживается привычная жизнь Подворья. На службы в наш храм сейчас приходит до 500 прихожан, в основном, местные жители, много молодежи. Это говорит о том, что церковь нужна людям, что они тянутся к духовному, к высоким идеалам.

 

Замечательный мужской хор Подворья, пожалуй, известен еще больше. Он представляет собой целый ансамбль (6-9 человек) профессиональных певчих – выпускников Санкт-Петербургской государственной консерватории.

 

Замечательный хор

 

Круг творческих интересов хора не ограничивается древнерусским репертуаром. В своем творчестве коллектив пытается отобразить великое богатство и разнообразие русской хоровой музыки. Поэтому закономерно появление таких программ как «Тысячелетие русского богослужебного пения» (2002 год) и «Любовь святая» (2003 год), в которых представлены шедевры русской церковной и светской (как народной, так и профессиональной композиторской) музыкальных традиций.

 

Обращение к истокам русского богослужебного пения: знаменному, болгарскому, греческому, византийскому распевам, различным видам раннего русского многоголосия и внедрение этого музыкального материала в церковно-служебную практику явилось основной целью создания коллектива.

 

В мае 2002 года хор выступил на «Московском Пасхальном фестивале», который проводился под патронатом Президента России В. Путина, по благословению Патриарха Алексия II и под художественным руководством В. Гергиева.

 

За время своего существования коллектив записал несколько CD, проводит активную концертную деятельность как в России, так и за рубежом.

 

Вера спасет Россию

 

Коллектив успешно гастролировал в Швеции в зале стокгольм­ской Музыкальной академии, выступал в Падуе и Вероне (Италия) со всемирно известным Камерным оркестром «Солисти венети».

 

Вера спасает всех нас, спасет и Россию. Недавно прочитал у одного автора: «Похоже, это непреложная закономерность: лишите народ веры – и он перестанет воспроизводить себя, а на освободившиеся территории придут иностранные солдаты или чужестранцы». Как актуально это звучит сегодня для России!

 

Чтобы содержать Подворье, говорит игумен Ростислав, надо прилагать немало усилий. С этой целью мы создали в местечке «Сосновый бор», примерно, в ста километрах от Петербурга, целое подсобное хозяйство. Выращиваем там овощи, недавно завели страусиную ферму, планируем построить церковь. Нас радует, говорит игумен, что люди тянутся к нам, когда видишь вокруг ясные одухотворенные лица, понимаешь, что труды и молитвы наши не пропадают даром.

 



 

Особо опасная маршрутка. Так кто же убил Распутина?. Не ладно что-то в «Пулково». Судьба императрицы. В фокусе. Монеты для императрицы. Знаменитые универсанты.

 

На главную  Власть 

0.0266
Яндекс.Метрика