На главную  Власть 

 

Сделайте нам смешно. Запад…

 

Недавно кто-то в разговоре заметил – что-то случилось с комедиями. Комедии есть, а смешного в них мало. То есть вот показывают что-то, и обещают комедию, а ты сидишь и пытаешься сделать хорошую мину при плохой игре.

 

Фильм, название которого наши дистрибьюторы перевели как «Прожигатели жизни», хотя ни о каких прожигателях жизни там речь не идет, тоже позиционировали как комедию, причем, вроде бы, авантюрную. Глава сериальной компании, парень в самом расцвете сил и с волевым подбородком (Бен Аффлек), уходит от очень красивой жены (Ребекка Ромейн), потому что она переспала с его лучшим клиентом. И наш герой медленно слетает с катушек. А ведь он, ко всему прочему, еще посещает какой-то психологический тренинг, где усатый дядька в костюме рекомендует вести дневничок. И вот когда этот дневничок пропадает, начинается полная неразбериха. При том, что в фильме практически ничего не происходит, многочисленные персонажи этой загадочной истории суетятся, однако смешно от того не становится.

 

Давайте посмотрим на так называемые комедии, которые последнее время выходят в театральный прокат. Например, фильм «Клик: с пультом по жизни». Парень, который много работает и мало проводит времени с семьей (это такое есть свойство у главных героев голливудских фильмов), получает от непричесанного ангела с внешностью маньяка универсальный пульт. С его, пульта, помощью можно сделать тише лай собаки, смотреть футбол во время ссоры с женой (это называется «картинка в картинке»), а также промотать жизнь назад и вперед. Это «вперед», до самой смерти, помогает герою понять – жить нужно так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитое. И тут становится совсем уже не смешно – ну не комедийное это дело, рассуждать о смерти и тщете всего сущего в летней комедии с Адамом Сендлером. Тем более, собачка, время от времени овладевающая игрушечной уткой, вызывает больше радости, чем артист Сендлер, любимый лицедей режиссера Корачи, славного не слишком смешной комедией «Певец на свадьбе». Вы спросите, почему здесь нет Джима Керри? Потому что он уже сыграл в схожем, но более симпатичном «Брюсе всемогущем».

 

А уж про романические комедии вообще говорить не хочется – их и смотреть не хочется, только время терять, все равно одно и то же. То есть, беда.

 

Можно, в принципе, понадеяться на французскую кинематографию, традиционно снимающую уморительно дурацкие комедии типа двух «томов» приключений Астерикса и Обеликса или «Миллиона лет до нашей эры». Можно даже забыть про «Брюса всемогущего» – фильм, вроде бы ставший хитом французского проката, что объяснить с позиций логики и здравого смысла невозможно. Тем более, когда за дело берется такой признанный мастер, как Франсис Вебер, из-под пера которого вышли сценарии двух «Высоких блондинов». Да и режиссер он прекрасный, «Папаши», «Невезучие» и прочее – это все его рук дело. После нескольких лет работы в Голливуде он вернулся на родину и снял «Дублера», вернув на экран своего любимого героя Франсуа Пиньона, а на роль, так сказать, отрицательного персонажа пригласив Даниэля Отоя – артиста, грустные глаза которого могут поспорить даже с глазами Николаса Кейджа. И снова неудача. То есть, конечно, несколько смешных шуток в фильме есть, но они, и пусть это звучит нелепо, не имеют никакого отношения к, собственно, сюжету. Это все равно, что рассказывать в фильме хороший анекдот (чем, к слову, воспользовался герой Тарантино в давнем фильме Роберта Родригеса «Отчаянный» – его, правда, тут же убили, потому что нечего старые анекдоты рассказывать).

 

При этом в России, например, выходит достаточно много фильмов, которые как раз и делают нам смешно. Может быть, не всегда это получается сознательно, но от того не менее весело. И совсем не все из них комедии.

 

…и Восток

 

Алексей Балабанов, один из самых интересных современных отечественных режиссеров, снимая первую в соб­ственной кинематографической карьере мелодраму «Мне не больно», тоже позволил себе не сидеть с мрачным лицом, но снабдить грустную историю обилием очень хороших шуток – и спасибо ему на этом большое. Тем более, до того он снял смешную комедию «Жмурки».

 

Конечно, когда хороший питерский режиссер снимает продолжение своей нашумевшей комедии «Мама не горюй», он естественным образом пытается сделать смешно, и у него получается. Более того, я совершенно уверен, что авторы боевика «Охота на пиранью», в которой Владимир Машков сыграл хорошего, а Евгений Миронов – плохого, тоже сознательно пошли не просто на цитирование, но на пародирование экшн-классики. Именно юмор и самоирония спасли авторов – так получается, что не может наш кинематограф пока тягаться с Голливудом по части постановочного размаха. И если бы режиссер снимал свое кино с серьезным лицом, это было бы, мягко говоря, странно. Но он позволил себе посмеяться над собой, и как результат – едва ли не лучший боевик нового российского кино. И, к тому же, смешной и остроумный. К слову, полное отсутствие юмора погубило другой наш экшн, «Поцелуй бабочки», но там юмор, кажется, и не предполагался.

 

А ведь есть еще анимация, которая медленно, обходными путями, но добирается до массового зрителя.

 

И вот теперь – чистая комедия, причем – первая «интернет-комедия», как ее называют сами авторы. Имеется в виду «Хоттабыч», который вот только-только вышел в российский прокат. Во-первых, это фильм, идеально попадающий в собственную фокус-группу. То есть вот я сомневаюсь, что кто-то, мнящий себя интеллектуалом, искренне улыбнется, однако «продвинутая» молодежь, торчащая в чатах и не воспринимающая общение без «смайликов», в кинозале искренне хохочет над шутками и, действительно, смешными компьютерными спецэффектами. А в конце фильма – хлопает, я сам слышал. Фильму, поэтому, можно многое простить.

 

И дело здесь совсем не в патриотизме.

 

Вот и получается, что нам остается надеяться лишь на наше кино, которое, конечно, еще не достигло былого расцвета, но все-таки уже медленно встает на ноги.

 

Не знаю, что происходит. То ли общий кризис сценарных идей, то ли время просто такое, но шутить кинематографисты разучились. Отдельные исключения лишь подтверждают правило. Хотя, конечно, насмешить человека, причем сделав это не глупо и без надоевшего «туалетного юмора», значительно сложнее, чем заставить плакать или просто заинтересовать.

 

Экватор

 



 

Под Невой с ветерком. Перепись с напутствием Петра Великого. Санта Клаус присоединится к «Женской Десятке» 9 сентября. Деградация жанра комедии. Инвестиции из Японии. Диалог с Петербургом. Опасность «карты национализма».

 

На главную  Власть 

0.0166
Яндекс.Метрика