На главную Власть
Взор, поднятый к небу. Его имя в России до сих пор, к сожалению, мало кому известно. К сожалению, потому что это был человек необыкновенный, с необычайной судьбой. Речь идет об архиепископе Иоанне Сан-Францисском, а в миру князе Дмитрии Алексеевиче Шаховском. Родился он в Москве, учился в Царскосельской школе, потом вдруг оказался монахом на Афоне, а дни свои закончил далеко за океаном, в Калифорнии, куда его забросили бурные годы революции. Необычайная судьба и проповеди Иоанна Сан-Францисского, а в миру князя Дмитрия Шаховского «Чувство России, – писал он потом в своих воспоминаниях, – стало развиваться у меня с 10-летнего возраста. С благоговением и детской гордостью читал я в историческом повествовании, как, во время Бородинского боя, действовал у деревни Утица против маршала Даву, корпус «егерей Шаховского». Тогда генерал-майор и командир егерей в Бородинской битве, прадед мой, Иван Леонтьевич, стал в 30-е годы одним из усмирителей Польши, а потом генералом Аудиториата (высший чин юстиции в Русской армии). Император Николай I говорил о нем как о «своей совести». Его портрет, висевший у нас и показывавший все российские ордена, возбуждал во мне чувство России. Это чувство русскости у меня еще более обострилось, когда мне стало известно, что наша семья ведет свое начало от Рюрика». Первые воспоминания детства – Сивцев Вражек, Арбат, величественный купол храма Христа Спасителя. Потом, как известно, большевики переделали эту песню в свою: Революция не дала ему возможности закончить Александровский императорский лицей, куда он поступил в 1915 году. В России началась Гражданская война. Вскоре юный князь оказывается в Белой армии. «Наш небольшой отряд направили в только что взятую станицу Константиновскую, – вспоминает он. – Мы маршировали по станице и пели: «Смело мы в бой пойдем за Русь Святую,И как один прольем кровь молодую».«Собственности у человека меньше, чем он думает. Лишь «в мыслях» своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который, в большинстве случаев, бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя искательство, ложь, лесть, зависть, Вскоре начались бои, и вчерашний лицеист вдосталь насмотрится крови и нечеловеческой жестокости. «Смело мы в бой пойдемза власть Советов… и т. д. В эмиграции, сначала в Париже, потом в Бельгии князь Шаховской устраивается неплохо, поступает в университет, живет со всеми удобствами в брюссельской квартире своей матери, редактирует журнал «Благонамеренный», пишет стихи. Один за другим выходят его стихотворные сборники. В его журнале сотрудничают лучшие авторы русского Зарубежья: Бунин, Цветаева, Ремизов, Ходасевич. С Буниным и Зайцевым он знакомится лично, Цветаева посвящает ему стихотворение, которое он так и не решился напечатать в своем журнале. И вдруг с молодым поэтом и редактором происходит странное. Вот как он сам описывает это загадочное событие в своем дневнике: «Контуженного душевно и физически, меня эвакуировали в Ростов и положили в клинику, поили бромом… Было ясно, что я своевольно сунулся туда, куда Богом не направлялась моя жизнь». В госпитале Дмитрию исполнилось 16 лет. И – вдруг – все исчезло. И я увидел перед собой огромнейшую Книгу, окованную драгоценным металлом и камнями, стоящую на некой, словно древней колеснице. И на этой Книге была яркая, ясная надпись русскими буквами: «Книга книг соблазна». «Я сидел в редакции «Благонамеренного», занимаясь просмотром рукописей за письменным столом. Это была брюссельская квартира моей матери. Был я здоров, молод и совершенно ни о чем в те минуты не думал, кроме литературных задач, они занимали все мое внимание. «На Афоне, – вспоминает он, – меня поразило погребение монахов. В миру погребение имеет вид искренней, глубокой печали, даже отчаяния. На Афоне монашеские погребения лишены всего этого. В них нет никакой печали, это пасхальное торжество. Быстро идет служба погребения, и лица у монахов вдохновенные – усопший брат вошел в то, ради чего пришел на Афон. Кончина верующего человека есть истинное начало. Психология и реальность тут иные, чем тем, к которым мы привыкли в мире». И в это мгновение молодой князь понял всю суету того, чем он занимался, все различие между относительным и абсолютным, преходящим и незыблемым. Он понял это видение как указание Свыше. Он бросает все, уезжает на Святую гору Афон в Греции и там, в русском монастыре Святого Пантелеймона, постригается в монахи, приняв имя отца Иоанна. В годы страданий и лишений он продолжает нести людям ободрение, помощь другим и славословие Господа. Вернувшись с Афона, отец Иоанн окончил Духовную академию в Париже. А пастырство его началось в Югославии, в Белой церкви, где тогда было много эмигрантов из России. Потом его посылают в Берлин настоятелем Свято-Владимирского храма. Отец Иоанн начинает читать лекции в Прибалтике, в других местах. Имя отца Иоанна становится известным в Европе. Но над ней уже сгущаются грозные тучи войны. Но фашизм разгромлен, к Берлину приближается Советская армия. Эмигранты уже знают, какая судьба их ждет в застенках НКВД. Чудом отцу Иоанну удается выбраться из пылающего Берлина. Он скрывается в Баварии, а потом с первым эшелоном уезжает в Париж. Но там он пробыл недолго. Его друг Игорь Сикорский, знаменитый создатель вертолета, присылает ему вызов в Америку, где его назначают архиепископом Сан-Францисским. И вот только тогда его голос слышат, наконец, на родине. Сорок лет он ведет по радио «Голос Америки» «Беседы с русским народом». Нет, он, конечно, не призывает народ свергать советскую власть, не расхваливает «западную демократию». Архиепископ Сан-Францисский говорит о Боге, о душе, об освобождении человека от сатанинского плена безбожия и материализма. Как сказал один из его биографов: «он зовет людей чаще поднимать свой взор к небу». Сегодня ночью плакали сиреныО бедной человеческой судьбе.А мы вернулись, Господи, к тебеИз долго мучительного плена. Некоторые его мысли весьма поучительны и сегодня. «Собственности у человека меньше, чем он думает. Лишь «в мыслях» своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который, в большинстве случаев, бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя искательство, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь – физическую и душевную. Разве это не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится в числе покупок мир души – высшее счастье?» В своих беседах по радио он давал слушателям один важный для каждого совет: «Иногда у человека мелькает мысль: «Не дано мне» (то духовное, что дано другим). Или: «Если бы и мне Господь дал то же!» Захоти, загорись – и получишь много больше. Ты тлеешь, не горишь, оттого и не получаешь».
Скоро наводнений у нас не будет. «Наш город станет садом». «Не обошлось без России»?. За возрождение духовной культуры. Доброта русских. НОВОСТРОЙКИ – ПОСТАНОВЛЕНИЯ – ЗАКОНОПРОЕКТЫ. 250 лет… новой Александринке!. На главную Власть 0.0185 |
|