На главную  Власть 

 

Петербург: взгляд с «другого берега». ДМ: Г-н Гликин, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о проекте «Классический город», который Вы представляете.

 

До недавнего времени архитектурная цельность центра Петербурга воспринималась как одно из его главных достоинств. Коммерческое давление последних десяти лет спровоцировало активное строительство в историческом центре. В обществе разгорелась острая дискуссия по вопросу о допустимости подобной активности. Стороны выдвигают разнообразные аргументы. В конфликт вмешалось ЮНЕСКО… В этом контексте представляет интерес мнение известного американского архитектора Антона ГЛИКИНА, преподавателя нью-йоркского Института классической архитектуры, главного редактора журнала «Классический город».

 

ДМ: В чем цель Вашей деятельности в Петербурге?

 

АГ: Классический город – это международный проект, целью которого является возрождение классической эстетики в культуре и искусстве. Это, скорее, транскультурное движение, которое подразумевает контр-реформацию в культуре и эстетике. Нашими соучредителями являются британское общество «Арт Вотч» и петербургский издательский дом «Коло». Круг наших партнеров весьма широк. Мы сотрудничаем с большим количеством различных организаций, в числе которых назову ИКОМОС – международный орган по охране наследия; Всероссийское Общество охраны памятников, секцию охраны исторического наследия в Союзе архитекторов, Институт Классической архитектуры в Нью-Йорке, международное общество по спасению русских памятников и ландшафтов, возглавляемое Аркадием Небольсиным, Фонд Принца Уэльского…

 

ДМ: Как возникла идея проекта?

 

АГ: Наша главная задача – привлечение внимания органов власти, профессиональных организаций, специалистов и общественности к проблемам сохранения эстетической целостности Петербурга – шедевра мирового зодчества. Признавая обоснованным стремление бизнеса и власти к обновлению городской инфраструктуры, мы, участники проекта, тем не менее, выступаем против архитектурного загрязнения городской среды. Мы считаем, что классика, понимаемая нами в широком смысле как историзм – эта та форма архитектурного творчества, которая наилучшим образом подходит для исторического центра Петербурга.

 

ДМ: Все это так напоминает «Город Солнца» Кампанеллы.

 

АГ: Примерно три года назад я посмотрел на современные застройки, которые делаются в старой части Петербурга, и понял, что это и не модернизм, и не классицизм. Вообще трудно классифицировать, потому что это все является каким-то второсортным перепевом основных течений, которые мы наблюдаем сейчас в архитектуре. И для того, чтобы этим тенденциям противостоять, надо, прежде всего, знать, как реконструировать здания и какие здания встраивать в старые части города. Мы работаем над проектом, который заключается в том, чтобы создать компьютерную модель, способную непосредственно показать, каким может быть современный классический город. Мы знаем, что Альберт Шпеер в 30-е годы разрабатывал модель для Берлина, Леон Крие в 20-м веке создал модель «Атлантис», придумал проект идеального города. И мне кажется, что компьютер дает большие возможности для таких визуальных построений, и благодаря компьютеру мы можем сделать гораздо больше, чем просто деревянную модель. Мы можем до бесконечности детализировать эту виртуальную реальность. Можем начать с планировки основных улиц и площадей, потом перейти к более конкретным зданиям. Каждое конкретное здание может разрабатываться, мы можем заходить в его интерьеры.

 

 

АГ: Совершенно верно. Дело в том, что архитектура рождается не на каменоломнях. Если посмотреть на историю архитектуры, то мы увидим, что все основные стили создавались в студиях или в кабинетах. Начиная с Пиранези, который делал свои архитектурные фантазии, будучи каменщиком. Персье и Фонтен сделали довольно скромный альбом рисунков, и он положил начало возникновению стиля ампир, который дальше был так прекрасно воплощен в России, Леон Крие, благодаря своим фантазиям, заложил основы так называемого «Нового урбанизма», то есть современного ренессанса в области градостроения. Конечно, это утопия, но в данном случае, утопия, которая должна позитивно воздействовать на дальнейшее развитие архитектуры.

 



 

На Знаменской площади. Мы строим капитализм?. Компьютеры саммита – в школы. Поджог или халатность?. Инвалиду-олимпийцу надо помочь!. В помощь детям. Спортивная хроника.

 

На главную  Власть 

0.0148
Яндекс.Метрика