На главную  Власть 

 

Город и мигранты. К нам едут отовсюду

 

Миграция – это феномен, который затрагивает каждое цивилизованное государство. В настоящее время исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга завершен предварительный мониторинг миграционной ситуации в городе, ее специфика определяется предшествующими преобразованиями: созданием новых рыночных условий в экономике, старением населения, острой нехваткой собственных трудовых ресурсов при быстро формирующемся масштабном спросе в секторе услуг, привлекательностью широкой сети учреждений высшего профессионального образования, транспортной доступностью региона.

 

В прошлом году в Санкт-Петербурге работало 199 973 иностранных граждан, в том числе 185 472 из стран СНГ, что в 4 раза больше, чем в 2006 году.

 

В последние годы убыль населения города в некоторой мере компенсировалась миграционным притоком из других регионов России.

 

Как показывает практика, низкоквалифицированные иностранные трудовые мигранты готовы выполнять работу, на которую не согласятся пойти граждане России. Тем самым они частично удовлетворяют острый дефицит рабочих кадров. «Горячую» десятку профессий, востребованных на рынке труда Петербурга, возглавляют подсобный рабочий и водитель автомобиля.

 

В 2008 году предприятия заявили о потребности в иностранных трудовых мигрантах в размере порядка 230 тыс. чел. В 2009 году эта потребность предположительно составит более 250 тыс. иностранных рабочих.

 

На первый взгляд, доходы мигрантов кажутся немалыми. Примерно половина мигрантов считает, что им платят столько же, сколько платили бы местным за такой же труд, т. е. не отмечают какой бы то ни было дискриминации в оплате труда. Но нельзя забывать, что работают мигранты за эти деньги в среднем на 15–20 часов в неделю больше, чем граждане России.

 

Сферами приложения труда нелегальных мигрантов являются строительство (в том числе загородное и дачное), мелкая оптовая торговля, общественное питание, транспорт, вещевые и продовольственные рынки, ремонт квартир, некоторые виды услуг, в пригородных районах Санкт-Петербурга – сезонные работы.

 

Социальные последствия

 

В целом за счет привлечения к труду иностранных трудовых мигрантов общая численность трудовых ресурсов Санкт-Петербурга растет в среднем на 0,5% в год. Причем если в 2001 году доля иностранных трудовых мигрантов в общей численности трудовых ресурсов составляла 0,4%, то в 2007 году уже 6%. Ощутимый вклад в формирование трудовых ресурсов города вносят региональные трудовые мигранты. Их доля в общей численности трудовых ресурсов составляет 1,5%.

 

Приток мигрантов трудо­способного возраста приводит к определенным социальным последствиям. Сначала они ищут возможность заработать, следующий этап – это воссоединение с семьей, а затем они требуют удовлетворения своих экономических, политических и социальных прав.

 

Нелегальные мигранты продолжают работать в отраслях, где им легче уйти от встречи с представителями правоохранительных органов. В текущем году за нарушение миграционного законодательства иностранные граждане и работодатели, использующие нелегальных мигрантов, были привлечены к штрафным санкциям на сумму более 190 миллионов рублей.

 

Медицинский контроль

 

Число детей из семей иностранных граждан и семей, не имеющих постоянной регистрации, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга, составило уже около 18 800 чел, т.е. 6,23% учащихся.

 

По данным Комитета по здравоохранению, в 2007 году для прохождения медицинского обследования в учреждения здравоохранения Санкт-Петербурга направлено 66 640 иностранных граждан.

 

Влияние миграции на санитарно-эпидемиологическую обстановку в Санкт-Петербурге в первую очередь определяется возможностью занесения в город опасных и особо опасных инфекций. За 2007 год в сравнении с 2006 годом количество карантинных инфекционных заболеваний, выявленных у иностранных граждан, выросло в 2,9 раза.

 

Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в 2007 году принят план мероприятий, определяющий порядок проведения медицинских осмотров иностранных граждан для получения разрешения на временное проживание на территории Санкт-Петербурга. Осуществляется постоянный мониторинг санитарно-эпидемиологической ситуации в городе.

 

Для стабилизации положения в сфере санитарно-эпидемиологической ситуации в городе и недопущения завоза в город опасных инфекций Правительством Санкт-Петербурга и федеральными исполнительными органами государственной власти принимаются необходимые меры административного и правового характера.

 

По результатам мониторинга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга подготовлены предложения по стабилизации миграции. Создается рабочий орган для координации действий всех заинтересованных органов власти Санкт-Петербурга в сфере миграции.

 

Управлением федеральной миграционной службы аннулируются разрешения на работу, выданные ино­странным работникам, не прошедшим медицинское освидетельствование в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга, либо предоставляющим поддельные медицинские заключения.

 

Величина естественной убыли населения в Санкт-Петербурге в 2007 году составила 5,3 чел. на 1 000 населения, что в полтора раза превышает общероссийский уровень (3,3 чел. на 1000 населения). Большая часть мигрантов (44 318 чел.) прибыла в Санкт-Петербург из других регионов Российской Федерации; международная миграция гораздо менее значительна (3 970 чел.) и обеспечивалась в основном странами СНГ и Балтии. Большинство выбывших из Санкт-Петербурга (26 448 чел.) направилось в другие регионы Российской Федерации. За пределы России в зарубежные страны вне рамок СНГ и Балтии направилось 386 чел.

 

Справка

 



 

Почтовых начальников наказали. Зеленая трава надежды. Чужой среди своих. Юбилейная ретроспектива. «Поводырь». Важно. Большая проблема для маленьких.

 

На главную  Власть 

0.0106
Яндекс.Метрика