На главную  Власть 

 

КИНО с Павлом Литвиенко. В неигровом фильме известного документалиста Виктора Косаковского «Свято» маленький мальчик, впервые увидевший зеркало, удивляется, пугается и вообще ведет себя не так, как он вел себя еще мгновение назад. Впрочем, чего уж тут – столкновение с неизвестным выводит из себя и более взрослых и опытных людей. Другой способ реакции на неизвестное и непонятное – не замечать. Порой казалось, что именно так вел себя город (город я тут упоминаю в широком смысле этого слова, имея в виду все слои общества от власть имущих до простых прохожих) в отношении «Послания к человеку» – уникального в своем роде международного фестиваля неигровых, игровых короткометражных и анимационных фильмов. Широко известный в узких кругах фестиваль последние несколько лет, казалось, жил своей жизнью – о нем знали на Западе, он в буквальном смысле давал путевку в жизнь многим ныне известным кинематографистам, но в Санкт-Петербурге о нем говорили лишь те, кто, так или иначе, имел к нему отношение.

 

В Санкт-Петербурге закончился международный кинофестиваль «Послание к человеку»

 

Впрочем, говорить о широком резонансе фестиваля (таком резонансе, которого фестиваль заслуживает) пока все равно нельзя. Документальное и короткометражное кино во всем мире пользуется заслуженным уважением, но не сказать, что его показывают на каждом углу (хотя, конечно, иногда все-таки показывают). У нас же увидеть то лучшее, что снимают режиссеры «небольшого» кино, можно, пожалуй, только на «Послании к человеку». Так что стремление Литвякова расширить городскую географию своего фестиваля понятно – залы на фестивальных показах не пустуют даже на утренних сеансах. И с каждым годом желающих приобщиться к такому кино становится все больше.

 

И вот теперь что-то такое произошло. Бессменный президент фестиваля, в рамках которого (фестиваля, а не президента) в Санкт-Петербург приезжали Тонино Гуэрра и Фолькер Шлендорф, Збиг Рыбчински и Годфри Реджио, Лени Рифеншталь и многие другие всемирно известные кинодеятели, в этом году сказал буквально следующее: «Такой обширной географии у нас никогда не было... Благодаря помощи правительства Петербурга, нам удалось прорубить окно в Россию...» И закончим на этом, чтобы не влезать в экономические дебри.

 

Но одно дело конкурс, и совсем другое – неконкурс­ная программа. Например, состоящая из трех частей подборка российской анимации. Как известно, «Гора самоцветов» (грандиозный проект, придуманный на анимационной студии «Пилот») пробила брешь в стене государственного непонимания – мультфильмы этой серии не только получили государственную же финансовую поддерж­ку, не только объединились в одну программу, но и отвоевали возможность показать себя по телевидению. Однако не сказать, что ситуация с доступом к российской анимации стала значительно лучше – большинство фильмов все равно до зрителей не добирается. И «Послание к человеку», на которое кроме аккредитованной прессы может попадать и любой желающий, купивший недорогой билет, остается одним из немногих способов приобщиться к волшебному миру мультиков.

 

И это естественно – каждый год «Послание к человеку» предлагает и интересную программу, в которой отдельными бриллиантами смотрятся фильмы именитых кинематографистов, и звезд в жюри, и актуальные дискуссии. В этом году в жюри под председательством знаменитого режиссера-документалиста, классика Герца Франка заседал, например, Рустам Хамдамов и другие не менее уважаемые люди. Что касается дискуссий, то во время разговора о рамках дозволенного в кино только врожденная (или благоприобретенная) интеллигентность удерживала распалившихся спорщиков в рамках приличий – и правильно, здесь вам не Дума. Ну, а что касается имен в программе – поверьте, их было более чем достаточно, как и просто хорошего кино. Герц Франк, председатель жюри, так прямо и сказал: «Мои ожидания оправдались. Каждый фильм в конкурсной программе содержал тайну и открытие. Я давно не видел в одной конкурсной программе документального кино такой широкой панорамы мира...»

 

И вот еще что. Неконкурсная программа «Интерфильм-восток» («Интерфильм» – берлинский фестиваль короткометражного кино, ему уже двадцать лет, и он задумывался как платформа для развития и продвижения короткометражного кино Европы) обнажила, простите за пафос, одну важную штуку. Большинство фильмов двух полуторачасовых программ «Интерфильм-востока» были посвящены различным социальным проблемам, актуальным в молодежной (и не только молодежной) среде – в основном, популяризации национализма. Судя по подборке фильмов, европейскую молодежь очень волнуют проблемы расовой нетерпимости. В свою очередь, судя по тому, что снимает наша молодежь, ее вообще мало что волнует. И это пугает даже больше, чем нацисты на улицах.

 

Так вот, на всех трех программах анимации и в Доме кино, и в других кинотеатрах яблоку негде было упасть. И вот тут стоит отметить важное – кажется, специально обученным людям пора заметить, что раз анимация (и не только для детей, но и для взрослых) пользуется столь заметной популярностью, может, нужно как-то посодействовать тому, чтобы мультики, которые есть, добирались до благодарных зрителей, которые тоже есть. Пока такого содействия, к сожалению, нет.

 



 

Не оставляйте стараний!. Открытость и сотрудничество. Память сердца. Жители Петербурга о саммите. Петербург: взгляд с «другого берега». Деньги и валюта: инвестиции против инфляции. Огнеборцам поставили «пятерки».

 

На главную  Власть 

0.0093
Яндекс.Метрика