На главную  Власть 

 

Череп Хрущева нашли в алтаре.... Есть, правда, предположение, что эти черепа могли принадлежать казненным в 1740 году при Анне Иоанновне князю Волынскому и его сподвижникам Еропкину и Хрущеву. Они были злодейски убиты временщиком Бироном за то, что активно боролись против немецкого засилья при дворе. Похоронили «бунтовщиков» возле храма, а в 1885 году на их могиле установили памятник. Но каким образом черепа попали в алтарь? И им ли они принадлежат? Это – одна из загадок Сампсониевского собора.

 

В 70-х годах прошлого века при исследовании Сампсониевского собора в алтаре нашли завернутые в дерюжку три черепа со следами насильственной смерти. Кто это был? Как черепа попали в алтарь? Ответа на эту загадку нет до сих пор.

 

Не все, кстати, знают, что этот великолепный собор на Выборгской стороне – памятник победе в Полтавской битве. Готовясь к генеральному сражению со шведами, Петр I вызвал к себе отца Иоанна Каплуновского с чудотворной иконой и повелел благословлять ею воинов на победу. Жил Иоанн неподалеку, в селе Каплуновка. Шведы решили уничтожить каплуновскую церковь, но, как ни старались, поджечь ее не смогли: солома и дрова не загорались.

 

Память о Полтаве

 

В Северной войне произошел коренной перелом, небывало возрос международный авторитет России, а могущество шведов было подорвано.

 

Узнав об этом чуде, Карл сказал Мазепе: «Если не смогли сжечь церковь и без иконы, то там, где она находится, ненадежно нам будет». Исход битвы под Полтавой доказал справедливость этих слов. Шведы были разгромлены, а раненый Карл бежал в Бендеры под защиту Турции. И вот еще интересная деталь – такая же уникальная акустика отмечена и в Сампсониевской церкви, сооруженной в Полтаве на месте захоронения русских воинов, погибших в Полтавской битве. Не иначе как без вмешательства святого Сампсония не обошлось! Ведь он был уроженцем Италии, где никто не чужд пению и музыке…

 

Существующий ныне каменный Сампсониевский храм был заложен в 1728 году. Начал его сооружать на свои средства ярославский купец Иван Лапшин. Но денег не хватило, и строительство было завершено только в 1740 году.

 

После победы Петр, который считал, что она должна остаться в памяти народа, приказал по­строить в новой столице церковь. Первая деревянная Сампсониевская церковь была заложена в 1710 году. Поскольку победа при Полтаве была одержана 27 июня 1709 года, в день поминовения преподобного Сампсония Странноприимца, храм был назван его именем.

 

Напротив главного иконостаса в верхней части западной стены можно увидеть великолепную роспись «Император Петр I». На ней изображен основатель храма царь Петр Алексеевич, выходящий из походной палатки. Справа от него – стол с символами верховной власти, скипетром и короной. Царь благодарит провидение за одержанную победу над шведами в Полтавской битве. Благоговейно приложив левую руку к груди, он направляется к престолу основанного им храма. Роспись выполнена по штукатурке масляными красками неизвестным художником XVIII столетия.

 

Весь комплекс состоял из храма, колокольни и часовни. Любопытно, что завершение колокольни восьмигранным шатром с окнами-«слухами» больше нигде в Петербурге не встречается. Такая архитектурная деталь характерна для зодчества Москвы, Ярославля и Соликам­ска XVI–XVII вв.

 

Со дня его освящения Сампсониевский храм стал главным воинским храмом города. Здесь проводились богослужения для воинских частей, квартировавших на Охте, Петербургской и Выборгской сторонах. После смерти Петра ежегодные празднования Полтавской победы прекратились. Торжественно отметили только 100-летнюю, 150-летнюю и 200-летнюю годовщины. Тогда же перед колокольней поставили замечательный памятник Петру I работы Антокольского. В 1938 году его сняли и перевезли в Москву, а недавно он был воссоздан на прежнем месте.

 

Главный реставратор собора в начале XX века А. П. Аплаксин сказал: «Император Петр Великий победил в 1709 году короля Карла Двенадцатого, русская нация победила шведскую и тем самым создала себе независимость и право на расцвет. Император Петр Великий, считая победу чудом, посланным от Бога молитвами преподобного Сампсона, построил в своей столице храм, посвятив его имени молитвенника за русское счастье, за право жизни русской. Чувством благодарности к Богу создался Сампсоновский храм, известный нам как исторический памятник победе, а вместе с тем и памятник искусства».

 

Есть у Сампсониевского храма и другая достопримечательность – бронзовая доска, надпись на которой гласит: «На кладбище этой церкви погребено тело поборника русского просвещения, автора книги “О скудости и богатстве” Ивана Тихоновича Посошкова, скончавшегося 1 февраля 1726 года. Крестьянину писателю – крестьянин профессор, 1909 г.».

 

Первый экономист

 

Посошков был совершенно замечательной личностью, одним из первых русских экономистов. Он написал книгу «О скудости и богатстве», представив ее императору Петру. В ней, задолго до всяких Адамов Смитов, он ратует, заботясь о процветании экономики страны, за ограничение вывоза сырья и выступает за экспорт готовых изделий. Мысль, актуальная для России и сегодня!

 

В этой надписи сразу две загадки. Во-первых, кем был этот мало кому сегодня известный Посошков? А во-вторых, что это за «крестьянин-профессор», который поставил ему памятник?

 

Чудесная акустика

 

Кроме этого, автор, наверное, первый в мире, выдвигает идею «советов», или, как он пишет, «народосветия». Предлагает царю собрать представителей от всех сословий и вместе с ними решать все государственные вопросы. Разумеется, такая книга вызвала недовольство знати, и как только Петр умер, экономиста из крестьян схватили и посадили в Петропавловскую крепость, где он и умер. Оценил его уникальный труд профессор И. А. Шляпкин, который на собственные средства установил на стене храма упомянутую выше доску.

 

И вот еще интересная деталь – такая же уникальная акустика отмечена и в Сампсониевской церкви, сооруженной в Полтаве на месте захоронения русских воинов, погибших в Полтавской битве. Не иначе как без вмешательства святого Сампсония не обошлось! Ведь он был уроженцем Италии, где никто не чужд пению и музыке…

 

Здание храма построили настолько удачно, что в нем замечательная акустика. Именно по этой причине сегодня в нем часто проводят публичные концерты. Говорят, что певцы при этом понижают голоса, опасаясь за уши посетителей. Но собор – действующий храм, и потому там исполняется только духовная музыка.

 



 

Нас стало больше. Шанс заблистать. Вершины Михаила Боброва. Как Петроград революцию проспал…. Пули для глухих. Детсады и библиотеки – дело важное. Льготу выбирает пенсионер.

 

На главную  Власть 

0.0156
Яндекс.Метрика