На главную  Власть 

 

«Не я, а город мой герой…». В 1959 году он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, а позже – с Анной Ахматовой, Лидией Чуковской и Надеждой Мандельштам. В 1960-м состоялось его первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» во Дворце культуры им. Горького. Дальнейшая судьба поэта хорошо известна: несправедливое обвинение в тунеядстве, суд, ссылка. Позже – вынужденная эмиграция. После перестройки его много издавали в России, приглашали приехать, но – не случилось. И вовсе не из-за обиды – просто он страшился излишней публичности своего «возвращения». Они как-то мечтали с Михаилом Барышниковым «втихую» приехать в родной город, зайти в Дом актера и, как ни в чем не бывало, сесть на подоконник…

 

По семейным воспоминаниям, в четырехлетнем возрасте Иосиф выучил наизусть первое стихотворение Пушкина. Но прежде, чем сам стал великим поэтом с мировым именем, прошел «тяжкий путь познания». В неполные шестнадцать лет, желая поддержать семью, Бродский бросил школу и пришел учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Мечтал поступить в школу подводников. Потом загорелся идеей стать врачом, но затем отказался от этой мысли. В течение пяти лет после ухода из школы Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке, рабочим в пяти геологических экспедициях. И очень много читал, став в конце концов блестяще образованным человеком.

 

О том, что Бродский, по существу, никогда не покидал родного города, замечательно написал Яков Гордин: «Всю жизнь Бродский выстраивал отношения со своим городом. Это началось с того, что первую свою большую вещь он посвятил Ленинграду и назвал «Петербургский роман». Когда-нибудь исследователи будут напряженно анализировать это многосмысленное, бурное, во многом пророческое сочинение, написанное юношей двадцати одного года, и расшифровывать скрытое значение, вложенное в лихорадочное перечисление улиц, мостов, домов Ленин­града-Петербурга, в мелькание литературных персонажей, с которыми отождествлял себя поэт. Бродский был великим путешественником, объехавшим полмира. Но движение в пространстве – акт механический, движение во времени – творческий акт. Ленинград-Петербург для Бродского существовал во времени ярче и явственней, чем в пространстве. Для творческой памяти нет прошлого. Бродский жил в великом настоящем. Его город был вечным местом его духовного существования. Он постоянно возвращался туда.

 

Хотя и за океаном Бродский продолжал оставаться питерским поэтом. Позже он напишет об этом: «Питер» звучит очень естественно. Прежде всего, город уже назывался так двести лет. К тому же дух Петра Первого все еще куда более ощутим здесь, чем дух позднейших эпох…»

 

Его поэзия приняла в себя все в родном его городе – парадные кварталы и заводские окраины, величественные колонны петербургского ампира и фабричные трубы Ленинграда, дворцовые залы Зимнего дворца и Эрмитажа и коммуналки с институтскими общежитиями, торжественные площади и темные проходные дворы… Приняла и сохранила навсегда».

 

Я хотел бы жить, Фортунатус, в городе, где река высовывалась бы из-под моста, как из рукава – рука, и чтоб она впадала в залив, растопырив пальцы, как Шопен, никому не показывавший кулака.

 

Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. Русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США 1991–1992 гг. В 1995 году ему было присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Умер 28 января 1996 г. в Нью-Йорке.

 

Досье

 



 

Обещанного три года ждут?. Все о старом Петербурге. Над Испанией – облачное небо. Мы – вместе!. Помочь горожанам. Помощь пострадавшим. Куда пойти на Новый год?.

 

На главную  Власть 

0.0093
Яндекс.Метрика