На главную Власть
Человек из народа. Он таким и был – человеком из народа, чей талант и труд вознесли юношу с волжских берегов к высотам древнего искусства Мельпомены. Он знал, чем живет и дышит народ, а потому так легко и непринужденно ему удавались характеры, в которых театралы и кинозрители узнавали самих себя. Достаточно вспомнить хотя бы его абсолютный бенефис в спектакле «Энергичные люди», поставленном по пьесе Шукшина. Именно шукшинский Бронька Пупков был особенно любим самим его автором. А был еще пронзительный образ Отца в фильме «Последний месяц осени», поставленном по мотивам прозы Иона Друцэ. В этом году почетному гражданину Санкт-Петербурга Евгению Алексеевичу Лебедеву могло бы исполниться 90 лет. Увы, вот уже более десятка лет мы живем воспоминаниями об этом уникальном артисте, гордости отечественной сцены и прежде всего сцены ленинградско-петербургской. Его почетных званий и титулов хватит на труппу небольшого театра – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Но, наверное, самое главное звание Лебедева – народный артист. Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева связывали не только творческие узы, они породнились. Евгений Алексеевич был женат на родной сестре своего главного режиссера – Натэлле Александровне. Этот тройственный союз подарил миру немало радости, ибо такое понимание друг друга могло возникнуть только меж родными по духу людьми. Недаром на одном из юбилеев Лебедева озорные студенты ЛГИТМиКа загадали загадку: «Как зовут сестру таланта?» А потом после паузы сами отвечали: «Так же, как и жену таланта, – Натэлла!» И сегодня Натэлла Александровна свято хранит память о двух самых главных мужчинах ее жизни – о брате и муже. Герои Лебедева всегда были людьми «от сохи», словно питавшимися соками земли. Даже его купец Парфен Рогожин в знаменитой инсценировке «Идиота». И уж совсем очевидно, что без этого мудрого знания жизни Лебедеву вряд ли удались бы его роли-шедевры – Бессеменов в «Мещанах» и Холстомер в «Истории лошади». Могучий талант актера в этих спектаклях был поддержан не менее ярким и взрывающим все традиции и каноны талантом великого режиссера ХХ века Георгия Товстоногова. Их совместные свершения в театре были бы просто невозможны друг без друга. Товстоногов знал и был уверен: поручи Лебедеву любую роль, и «Женя не подведет». Лебедев был далек от того, чтобы участвовать в том, что называлось в прежние времена «общественной жизнью», но именно его творчество как раз и утверждало тот пафос веры в человека, его возможности и способности, которые так нужны были поколению людей, идущих вперед, – быть может, к далекой, но желанной светлой цели. Герои Евгения Лебедева и на сцене, и на экране утверждали в этом марше энтузиастов безмерную ценность отдельной человеческой жизни. Даже больше – жизни отдельного живого существа. Лебедев и Товстоногов шли рука об руку очень долго, пока смерть не разлучила их. Венцом их творчества было то, что они создали в БДТ, куда оба пришли в далеком 1956 году. Здесь они работали вместе тридцать с лишним лет. Здесь Лебедев стал звездой самой звездной театральной труппы страны. Здесь достиг всего, о чем может мечтать артист.
Страшный сон Николая Буция. Алло, открывайте кошелек!. Земляки из Карелии. КИНО с Павлом Литвиенко. Домофон ставим сами. Дом, где живет спорт. Требуется человечность. На главную Власть 0.0503 |
|