На главную Власть
«Алиса Бруновна – звучит неплохо…». К такой мысли пришел однажды отец ныне знаменитой актрисы – Бруно Артурович Фрейндлих, ломая голову над тем, как назвать новорожденную дочку… Алиса – именно так, без фамилии, часто называют ее за кулисами российского театра, – до сих пор поразительно молода, несмотря на обременяющую ее легендарность. Закрытая и всегда вежливо, но твердо «держащая дистанцию», она предпочитает, чтобы о ней судили по ролям. Добрые дела (а их за ней числится множество) творит безымянно. В ней – не показная, настоящая скромность, сдержанность и достоинство. ДосьеАлиса Бруновна Фрейндлих, народная артистка СССР, лауреат премии «Золотая маска», лауреат Государственных премий РСФСР (1976, 2007 годы), награждена орденами и медалями. Родилась в Ленинграде, закончила Ленинградский театральный институт (курс Б. В. Зона), с 1957 года – актриса Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, в 1961-м становится ведущей актрисой Театра им. Ленсовета, в 1992 году по приглашению Г. А. Товстоногова переходит в труппу БДТ (ныне БДТ им. Г. А. Товстоногова). Бабушка Шарлотта А секрет молодости очевиден: великий талант и редкая полнота душевной жизни. Свет, идущий от актрисы, неизменно согревает зрительный зал, ее современников, семью. В этой семье каждый был талантлив по-своему. А бабушка, чем бы ни занималась, всегда пела. У нас на антресолях долго хранились дедушкин альт и бабушкина скрипка. Я была первой, а потому самой любимой и главной внучкой. До войны мы жили кланом: бабушка, две ее дочери и папа с семьей. – До войны меня воспитывала бабушка. Родители целыми днями пропадали в своих театрах, им было не до меня. Помню, папа приходил с репетиции и ложился вздремнуть перед спектаклем (теперь это и моя привычка). Бруно Артурович Первую блокадную зиму мы пережили благодаря бабушке: она настрого запретила выкупать хлеб вперед. До сих пор помню вкус дуранды и студня из столярного клея. У нас все время пыхтел на столе самоварчик, но мы никогда не пили голый кипяток: у бабушки, как у всякой немецкой хозяйки, был богатый запас специй, которыми она оделяла и соседей… Когда много лет спустя я в БДТ получила роль Шарлотты в «Вишневом саде», то самовольно вставила в текст некоторые бабушкины словечки, присказки и песенки. «Всю жизнь я, как все Фрейндлихи, любила петь и хотела стать певицей, – говорит актриса, – но отец посоветовал все-таки предпочесть Театральный институт Консерватории… Вообще театром я бредила с детства: выкаблучивалась перед зеркалом в маминых платьях, посещала десятки кружков. Но отец моей «профориентацией» не занимался никогда. О моих актерских способностях его настойчиво информировала Мария Александровна Призван-Соколова, которая вела наш драмкружок. Она опасалась, что приемная комиссия Театрального института из-за моей «мелкой фактуры» не разглядит «большого таланта», и просила папу воспользоваться своим авторитетом. Но он сказал: «Ну как я могу? Ведь я никогда не видел ее на сцене…» Актер Бруно Фрейндлих был из того самого поколения «великих александринцев», что и Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Василий Меркурьев. Талант безоговорочно романтический был виден в каждой его роли. «Ночами напролет, – вспоминает отец будущей звезды, – я качал капризную девчонку, дремал и на ходу все голову ломал, как величать в дальнейшем эту реву. Имен полно, но все они не вяжутся с моим нерусским именем. И вдруг одно показалось мне подходящим. Я громко произнес: «Алиса» и, уже засыпая, повторил: «Алиса Бруновна. Звучит неплохо». И все-таки уже не одно поколение зрителей воспринимают театральную фамилию Фрейндлих как гармоничное созвучие нот – очень разных по окраске, но вместе составляющих безупречно звучащий аккорд. Потом Бруно Артурович видел все ее премьеры. Его замечания она всегда помнила и ценила. К сожалению, отец и дочь ни разу не встретились на сцене. «Были разговоры о том, чтобы сыграть вместе в “Старомодной комедии” в Александринке, – вспоминает Алиса Бруновна. – Потом Владимиров позвал отца на роль Цезаря в “Цезаре и Клеопатре”, но тот был занят, и опять ничего не вышло».
Русские не сдаются…. Об этом стоит задуматься. Из загса – в детский сад. Нас стало больше. Шанс заблистать. Вершины Михаила Боброва. Как Петроград революцию проспал…. На главную Власть 0.0306 |
|