На главную  Власть 

 

«Каждый молод, молод, молод…». Музей петербургского авангарда не так-то просто отыскать среди домов в стиле модерн и промышленных зданий советской застройки Аптекарского острова. Однако стоит постараться. Здесь, в маленьком и сером деревянном домике, скромно спрятавшемся за забором, в 1912 году в квартире номер12 поселились художник, музыкант, педагог и издатель Михаил Матюшин и его жена Елена Гуро, художница и поэтесса. Неудивительно, что в 1910–1920 годы дом стал любимым местом встреч русских кубофутуристов.

 

Выставка с таким энергетическим названием открылась в Музее петербургского авангарда, что в доме Матюшина на улице Профессора Попова, 1 Экспозиция собрана из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга к 100-летию петербургского авангарда.

 

Авангардные вариации

 

В экспозиции собраны творения будущих столпов русского футуризма: Николая Кульбина, Давида Бурлюка, Михаила Матюшина и других мастеров, работавших на протяжении всего ХХ века. Всего 100 работ петербургских художников, связанных с авангардным движением разных лет, но какие это работы! Выставка заряжает энергией мгновенно. Красно-черные интриги Кульбина, цветастые фантазии футуриста Бурлюка, эксперименты с цветовыми пятнами Матюшина… После серой слякоти на улице такое буйство красок кажется особенно революционным.

 

Справка

 

Наиболее полно на выставке представлена школа Матюшина: тонкие по цвету и очень лиричные работы Ольги Ваулиной, полные природных ощущений, условные и продуманные композиции Николая Костова, Евгении Магарил, Елизаветы Астафьевой. Художники этой творческой группы в поисках собственного пластического языка придумывали новые представления о пространстве, беспредметности. Именно Матюшин развивает концепцию «расширенного смотрения» – всеобъемлющего взгляда на мир. Так, в 1919 году им была создана группа «ЗОРВЕД» («Зрение и ведание»), которая изучала взаимодействия цвета и музыки. Именно она и получила название в истории русского авангарда как школа Матюшина. Так называемый «классический авангард» 1908–1917 гг.представлен наивными и обобщенными образами Елены Гуро, футуристическими композициями Юрия Анненкова, простыми, ясными и вместе с тем многозначными картинами Петрова-Водкина. В1930-е годы вокруг столпов авангардного искусства формируются «школы» учеников и последователей. Здесь есть работы, созданные художниками «круга» Филонова (Николаем Евграфовым и Ревеккой Левитон), «круга» Петрова-Водкина, художественные опыты учеников Малевича (Александр Юдин, Анна Каган, Мария Казанская). Чудесная «Первая бабочка» Владимира Стерлигова – экспонат уникальный. Тогда это стало открытием нового элемента в живописи, создание новой пластической системы, неразрывно связанной с природой.

 

Авангардизм (франц. Avantgardisme, от avant – передовой и garde – отряд) – тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художе­ственных течениях, понятие, противоположное акаде­мизму.

 

Зарождение авангардного движения связывают с выставкой «Современные течения в искусстве», состоявшейся в 1908 году по инициативе Николая Кульбина. Она объединила работы художников разных направлений, в том числе радикального и так называемого «левого» искусства.

 



 

Граф Лев Толстой. Наш Путин. К врачу без страха. Тамара Москвина: «Охта центр» нам нужен!. Павел Андреев: Мнение о кризисе. Как «поменять жизнь»?. КАД ошибок не прощает.

 

На главную  Власть 

0.0186
Яндекс.Метрика