На главную Власть
Другие загадки Янтарной комнаты. Похищенную гитлеровцами из Царского Села Янтарную комнату «находили» уже несколько раз. И в Германии, и на территории Польши, и в Калининграде и т. д. И каждый раз – шум, сенсация, статьи, телерепортажи. Однако до сих пор вся эта суета оканчивалась ничем. Есть историки, которые утверждают, будто сокровище попало в руки оккупационных войск США и было вывезено за океан. Там его якобы поместили в форт Нокс, в котором хранятся государственные сокровища Америки, в том числе и то, что было вывезено из Германии, и почти никто не знает, что именно… В пылу и суете поисков пропавшего после войны сокровища редко вспоминают о других его тайнах. В частности, о том, а как вообще янтарные панно попали в Россию? При каких обстоятельствах они потом пропали? Оказывается, что и с этими историями, казалось, всем давно известными, далеко не все так просто… Именно поэтому в 1941 году с началом войны янтарные панно не стали снимать со стен для эвакуации, опасаясь повредить, а лишь оклеили слоями ваты и бумаги. Потому сокровище и досталось ворвавшимся в Царское Село немцам. Те снимать не постеснялись, а потому при поспешном демонтаже и транспортировке янтарь не мог не пострадать. А если хранился затем долгое время где-то в сырых подвалах или зарытый в землю, то уже давно и наверняка погиб… Но пока пропавшее так и не нашли, в Екатерининском дворце российские реставраторы уже создали точную копию Янтарного кабинета, да такую, что знатоки говорят, что он теперь стал лучше прежнего. Так стоит ли вообще искать? К тому же специалисты опасаются, что комната, скорее всего, погибла – янтарь очень хрупок и необычайно чувствителен к переменам температур. А без солнечного света долгое время он вообще существовать не может, недаром его называют «солнечным камнем». Однако есть и еще одна загадка Янтарной комнаты. До сих пор не вполне ясно: а как она вообще попала в Россию? До конца XIX века жила легенда, будто пораженный красотой янтаря Петр выпросил ее у прусского короля Фридриха-Вильгельма I для своей Кунсткамеры. Потом появилась другая версия: это не Петр выпросил, а прусский монарх сам-де ее отправил русскому царю в виде «дипломатического подарка». Подарок или обмен? Петр решил отплатить прусскому коллеге той же монетой и отправил в качестве ответного дара 55 двухметровых русских гренадер, токарный станок и кубок собственной работы. Он знал, что прусский король мечтал создать гвардию на зависть всей Европе. При этом прусский король, славившийся своей скупостью, якобы сумел «сконфузить своей необычной щедростью русского монарха». В те времена янтарь ценился невероятно дорого – кусочек необработанного камня весом более 75 граммов оценивался на вес серебра. Любопытно также, что эта версия носит уже явно выраженную политическую подоплеку и появилась как раз в те времена, когда в 90-е годы усиленно дебатировался вопрос о возвращении перемещенных культурных ценностей. В частности, поднимался вопрос о возвращении в Германию некоторых произведений искусства, вывезенных оттуда советской армией. Мол, ничего мы никогда «в подарок» от Европы не получали, а потому ничего не надо и возвращать. Однако недавно появилась еще одна версия обстоятельств отправки в Россию Янтарного кабинета. Писатель Станислав Куняев утверждает, будто бы речь идет вовсе не о подарке, а об обмене «для улучшения немецкой породы». Что Петр выменял Янтарную комнату на роту русских гренадер. «Что было делать крепостным подневольным солдатам? Поселились в Потсдаме, построили бревенчатые рубленые избы, женились на немках, в тоске по родине назвали свое поселение Русской деревней... состарились и полегли в чужую землю», – пишет Куняев. Принимая во внимание уже упомянутую легендарную скупость Вильгельма, такое тоже вполне могло быть. Легенда, да не одна, связана с самим янтарем – «волшебным камнем», как называли его древние. Трудно, отмечают искусствоведы, было найти материал, более подходящий для «услаждения чувств», чем янтарь. Это один из наиболее эффектных материалов для «обмана» зрения, для создания оптических иллюзий, столь изощренно разработанных в интерьерах рококо. «Глаз… изумлен и ослеплен богатством и теплотой этих оттенков, которые представляют всю гамму желтого, от дымчатого топаза до светлого лимона: золото резьбы кажется тусклым и фальшивым по соседству с ним, особенно когда солнце падает на стены и пронизывает своими лучами прозрачные жилки, как бы скользя по ним...» – писал о янтарных стенах французский поэт и путешественник Теофиль Готье, посетивший Петербург в XIX веке. Другая легенда Янтарна уха В XVIII в. существовала модная забава, в которой эффектно использовалась способность янтаря приобретать на некоторое время прозрачность при смачивании. Крышки шкатулок украшали янтарными пластинками, под которыми скрывались небольшие рельефы из слоновой кости. Прозрачности янтаря было достаточно, чтобы угадать, что под ним что-то есть, и возбудить любопытство, но недостаточно, чтобы разобрать сюжет. Стоило лишь смочить янтарь, и скрытое изображение на некоторое время ясно проступало, а затем снова гасло. Пластинки прозрачного янтаря, составлявшие наборную поверхность, часто украшались с внутренней стороны тонкой гравировкой, подкладками из фольги, провоцируя рассматривать изделие, то удаляя, то приближая взор. Таковы, например, янтарная шахматная доска и зеркальная рама в Меншиковском дворце в Петербурге. Был использован этот прием и в самом Янтарном кабинете. Такое свойство янтаря лежало в основе популярности янтарных мундштуков: считалось, что они придавали табаку неповторимый вкус и аромат. Родство янтаря с ароматными смолами и способность услаждать обоняние закреплено в целом ряде названий камня – во французском ambre jaune, итальянском ambrа, испанском ambare. Бируни в трактате «О драгоценных камнях» сообщал, что китайцы во время праздничных церемоний бросали в огонь кусочки янтаря винно-красного цвета, и комната наполнялась благоуханием. Янтарь – камень теплый, прикосновение к нему приятно. Потому, кстати, так распространены янтарные четки, далеко не все камни пригодны для подобных изделий. Золотисто-желтый цвет янтаря – цвет меда, соков, плодов – рождает у зрителя еще и вкусовые ассоциации. «Рыба худа – не наварна уха, рыба жирна – янтарна уха» гласит русская народная пословица. Такой «янтарной ухой» потчевал своего гостя Демьян в известной басне Крылова. А античный историк Плиний писал о янтаре цвета меда или фалернского вина как о наиболее ценных сортах. О молочно-белом янтаре, о янтаре цвета пива и меда писал Бируни. Медовый цвет схвачен индийским названием янтаря «маримадхун». Не многие знают, как и при каких обстоятельствах пропала Янтарная комната. Еще в 1939 году она была внесена в Германии в список, подготовленный по приказу Геббельса, немецких сокровищ искусства, «оказавшихся в руках иностранцев помимо воли немцев». Одним из идеологов этой операции, задуманной нацистами, был искусствовед, доктор Вильгельм Роде. Когда немецкие войска ворвались в Пушкин, то тут же демонтировали Янтарную комнату и отправили ее в Кенигсберг, где она и хранилась почти до конца войны. Укол доктору Роде Позднее память все-таки к доктору Роде вернулась. Но рассказать он ничего уже не успел. В этот же день он и его жена скоропостижно скончались. Хотя за день до этого выглядели совершенно здоровыми… 5 апреля 1945 года, за день до начала штурма Кенигсберга советскими войсками, доктор Роде совершил тайную акцию по захоронению «Золота Пруссии» (Янтарной комнаты) и дал подписку о гарантии его сохранности «на все времена». Сразу после этого врачи СС сделали ему укол в вену правой руки. От введенных наркотических средств искусствовед потерял память. Когда его стали допрашивать советские офицеры, то он уже не мог вспомнить, где было спрятано сокровище.
Блокада в нашей памяти. С юга на север. Театральная неотложка. «Детская» арифметика. Мечта адмирала. Лучший город земли. Клуб для пенсионеров. На главную Власть 0.0123 |
|