На главную  Власть 

 

«Народный» самолет. Поставленная задача получила в США поддержку на государ­ственном уровне, ведь еще десяток-другой лет, и летать американцам будет не на чем. Более 70% их частного авиапарка было построено в годы авиационного бума – 50–60-е годы. Расширять производ­ство ныне выпускаемых машин экономически нецелесообразно. Они устарели, их двигатели жрут много топлива, которое постоянно дорожает. А число людей, прошедших обучение и получивших пилотские свидетельства, по­стоянно увеличивается.

 

В 2000 году США поставили перед собой сверхзадачу: создать четырех-пятиместный «народный» самолет по цене автомобиля, но так и не смогли этого сделать. И вот оказывается, что еще в 1994 году петербургский пилот Евгений Шарин совершил первый полет на созданном у нас самолете «Колибри», точно таком, который никак не могут сделать американцы…

 

А как в России?

 

Участие в программе создания «народного» самолета приняли более 70 фирм и NASA, которое спонсирует разработку нового двигателя. Прошло 8 лет, но… «американский воз» и поныне там, где находился в начале пути. Дешевого самолета как не было, так и нет.

 

В 1982 году в Москве на территории ВДНХ СССР была проведена Центральная выставка научно-технического творчества молодежи (НТТМ). Среди представленных авиационных разработок особое внимание привлекал самолет «Колибри», скон­струированный студентом Политехнического института Комсомольска-на-Амуре Сергеем Андреевым.

 

В России 2008 года тоже не производят такого самолета. Хотя сверхзадача, поставленная американцами, была у нас решена еще… в девяностые годы прошлого века! Уменьшенный прототип российского «народного» самолета прошел испытания в 1994 году.

 

Но главной изюминкой самолетика была его аэродинамика. Крыло и компоновка машины основывались на аэродинамическом открытии, сделанном Сергеем Андреевым. Уникальное решение обеспечивало значительное увеличение подъемной силы крыла. Выше подъемная сила – значит, на столько же меньше становится площадь крыла – падает его вес. Для легкого и маленького крыла уже не требуются мощные силовые элементы, облегчается центроплан, вновь падает вес всей конструкции, и вот уже самолету не нужен мощный двигатель. Маленький двигатель – маленький вес, уменьшается лобовое сопротивление самолета – главный аэродинамический враг конструктора, это влечет очередное удаление излишков площади крыла, и вся цепочка перерасчетов повторяется… Короче говоря, в силу вступает принцип «падающего домино», итогом которого оказывается сокращение объемов требуемых материалов, трудозатрат на производство, сроков изготовления самолета и… его удивительно низкая цена!

 

Многочисленных зрителей «Колибри» привлекал своими малыми габаритами, красивыми, стремительными формами и уникальной возможностью трансформации. Сергей Андреев предусмотрел два варианта его использования. При желании получить максимальную скорость полета «Колибри» становился монопланом. Нужны были хорошие взлетно-посадочные характеристики и высокая маневренность – самолет превращался в биплан.

 

В результате последующих доработок родился одноместный самолет совсем малюсеньких размеров, для полета которого хватало мотора от мотоцикла. Самолет осмотрели представители ЦАГИ, ошибок не нашли, но заявили… что такой самолет летать не может, и экспериментальные полеты запретили.

 

Мотор от мотоцикла

 

Не забывал конструктор и о своем детище. Желая на практике доказать правоту своих расчетов, он занялся скрупулезной доводкой его конструкции.

 

Между тем «Колибри» был удостоен серебряной медали выставки, а его создатель принят на работу в филиал ОКБ им. П. О. Сухого, базировавшийся на КнААПО им. Ю. А. Гагарина. Сергей Андреев принимал участие в работах по созданию нашего знаменитого истребителя Су-27 и его последующих модификаций, экспериментального «Беркута», транспортного самолета Су-80 и много еще чего интересного, но секретного…

 

Завершить испытания самолета удалось в том же 1994 году на аэродроме в Пушкине.

 

Официальные летные испытания окончательной модификации Анд-5 «Колибри» начали летчики-испытатели ЛИИ им. М. М. Громова Каримов и Заболотский. Общее мнение испытателей гласило: «Машина интересна, перспективна – надо доводить до серии».

 

Первый настоящий полет «Колибри» совершил под управлением нашего петербургского пилота Евгения Шарина. Произошло это 8 июля 1994 года. Ученые головы из ЦАГИ оказались неправы. За первым полетом последовали очередные, затем экспериментальный самолет-прототип был продан на московском авиасалоне МАКС менее чем за $10 00 Кто-то сейчас на нем летает в свое удовольствие…

 

Первый полет

 

Сегодня в портфеле изобретателя три проекта запатентованного российского «народного» самолета. Все они спроектированы легкоразборными, для снятия/установки комплекта крыльев требуются два человека и 15 минут времени. Габариты и вес самолетов позволяют буксировать их ВАЗом и хранить в стандартном автомобильном гараже. Прибыли не нужны?

 

Тем временем авиакон­структор осуществил свою вторую мечту – переехал в наш город на постоянное жительство. Вся работа по созданию и испытаниям Анд-5 была нужна Сергею Андрееву лишь для проверки своих открытий. Главной задачей конструктора было создание проекта полноценного четырехмест­ного самолета, пригодного для частного использования, обучения пилотов, применения в народно-хозяйственных и военных целях – в качестве «воздушного джипа» нарядов погранохраны. Что в конечном итоге и было сделано.

 

И под реальные технологии наших петербургских предприятий ВПК. Так, например, Ленинградский Северный завод способен «выпекать» в своем огромном автоклаве по 6 комплектов пластиковых крыльев и фюзеляжей «народного» самолета ежедневно.

 

Расчетная продажная стоимость каждого из вариантов «Колибри» в базовой комплектации, с автоприцепом в комплекте, не превышает $40 000–60 00 Учитывая, что в России до сих пор не принят новый Воздушный кодекс и частной авиации практически нет, проектировались самолеты с учетом всех требований самого большого – американского рынка частных самолетов.

 



 

Живите долго. Как уехать от пробок. В музей – всей семьей. Азбука с Муршей. Арт-техника будущего. Национальность – петербуржец. Революция, которой не было….

 

На главную  Власть 

0.0152
Яндекс.Метрика