На главную  Звезды 

 

Европейские петербуржцы. Говорили о многом, с тревогой приводили статистику по России в целом и по Петербургу в частности. Тревога была обоснованной, предложения – не всегда, хотя прислушаться к ним, конечно, надо. Но, наблюдая за участниками конгресса, я все больше думал о том, что реальное исправление ситуации возможно, если эти процессы примут характер дороги с двусторонним движением. Власть должна наконец предпринять недвусмысленные усилия по упорядочиванию той службы, которую в народе привыкли называть «ГАИ». Это – с одной стороны. А с другой – должно начаться стихийное движение «снизу», когда нормальные люди, как автомобилисты, так и пешеходы, наконец начнут вести себя по-человечески.

 

Недавно в Петербурге прошел международный форум, посвященный безопасности дорожного движения. Прибыли на конгресс важные гости. Например, британский принц Майкл Кентский, дальний родич русского царя Николая Второго (и удивительно на него похожий). Или бывший Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон, ныне как раз и занимающийся вопросами безопасности на дорогах. Я, кстати, подумал о том, что вот было бы славно, если бы НАТО целиком переориентировалось на эту проблематику! Пользы было бы много больше.

 

И все же не обращать внимания на первые позитивные сдвиги в поведении людей нельзя. Чтобы не ошибиться в своих наблюдениях, я провел небольшой социологиче­ский опрос среди друзей и знакомых – как автомобилистов, так и пешеходов. Удивительно, что все они наблюдали точно такие же эпизоды, но боялись об этом говорить вслух. Причем все они в один голос утверждали, что такие всплески культуры, вежливости, доброжелательности – приметы нынешнего, 2008 года. И все при этом вздыхали: а почему другие так не могут?

 

И тут я вспомнил свои уличные наблюдения минувшего лета. Не раз и не два на разного рода нерегулируемых (а значит, и самых опасных) перекрестках мне довелось наблюдать, как пешеход с улыбкой, спокойно показывал водителю: поезжай, мол, я никуда не тороплюсь. И наоборот – водитель с просветленным лицом вежливо указывал пешеходу, что он, пешеход, может передвигаться без опаски. При этом тот, кто уступал просьбе и начинал движение, благодарил визави кивком головы. А у многих водителей уже стало привычкой благодарить коллег за проявленную вежливость кратким помигиванием сигнала «аварийки». Нет, нет, я не приукрашиваю, не лакирую действительность. Случаев противоположного характера на наших дорогах много, много больше. Даже на регулируемом перекрестке найдутся наглецы, дующие на полной скорости на желтый свет. Бездумные пешеходы самоубийственно стремятся перебежать дорогу перед монстрами на колесах.

 

На то, что мы можем научиться и другим обыденным вещам, присущим Европе, бытовой устроенности которой мы привыкли завидовать и удивляться. Например, научимся когда-нибудь раздельному сбору бытовых отходов. Отучим нашу молодежь садиться с ногами на спинки скамеек. Курильщики будут бросать окурки в урны, а не под ноги. И делать (или наоборот – не делать) еще многие, многие вещи. Как в Европе. А власть будет делать все, чтобы помогать этому.

 

Думается, что все процессы, идущие в Санкт-Петербурге, делающие сам наш город чище, аккуратнее, не могут не отражаться в сознании людей. На что мы обращаем внимание, прибывая в какую-нибудь ухоженную европейскую страну? Прежде всего – на порядок на дорогах и поведение участников транспортного процесса. Если у нас начал появляться слой людей (пусть пока до обидного узкий), которые не хотят и не могут вести себя «по-старому», а хотят в своей здешней, повседневной жизни вести себя «по-европейски» – то, значит, надеяться есть на что.

 



 

Спасти центр Петербурга невозможно. Железнодорожная пятилетка. Быть или не быть?. «Морфест» наступает. Досье. Крутой поворот Константина Леонтьева. Спешащие по волнам.

 

На главную  Звезды 

0.0053
Яндекс.Метрика