На главную Звезды
Нужны смелые решения. Строители дорог и мостов не готовы применять новые технологии и снижать стоимость строительства. Нужно не повышать цены на сооружения, а искать эффективные технические решения. Такое мнение высказал генеральный директор ЗАО «Институт «Гипростроймост Санкт-Петербург» Игорь Колюшев. Специалисты этой компании знают о вопросах проектирования практически все – профессиональное мастерство они оттачивают не один десяток лет. – Что касается петербургских проектов, это прежде всего вантовый мост через Неву с центральным пролетом 382 метра – на сегодняшний день это самый большой вантовый мост в стране. Причем, как вы знаете, его конструкция довольно оригинальна – это два параллельных моста. Из-за этого пришлось проводить очень сложные аэродинамические исследования. Объект стал по-настоящему интернациональным – использовались все новейшие европейские достижения, под нашим руководством работали ведущие зарубежные инженеры. – На счету института много крупных и уникальных объектов. Ваши специалисты запроектировали вантовые мосты, не один десяток дорожных развязок. Ко многим из этих объектов можно применить слово «первый» и «инновационный». Какие из петербургских проектов, на ваш взгляд, самые выдающиеся? Сейчас идет активная работа над «американскими» мостами через Обводный канал. Первоначально мы хотели сделать вантовые подвески, которые привнесли новую эстетику. Но руководство железной дороги очень консервативно и мосты не сильно изменятся. Еще один бесспорно важный объект на Кольцевой автодороге – мост через Большую Охту. Там впервые в России была применена конструкция арочного моста с вантовыми подвесками. За счет этого удалось добиться экономии материалов и в конечном итоге существенно снизить расходы на строительство. В начале августа мы открыли вантовый путепровод в створе улицы Александровской Фермы с центральным пролетом 182 метра. – В ноябре вводят мост через реку Даугаву в центре Риги. За его строительством пристально наблюдает вся Латвия. Рига – достаточно «искушенный», с точки зрения мостов, город. В начале 80-х годов в Риге был построен вантовый мост с пролетом 320 метров. Поэтому было чрезвычайно важно, чтобы новый проект был очередным шагом вперед и отражал новые тенденции в развитии мостостроения, а также обладал архитектурной выразительностью. Такое решение было найдено – предложен вариант моста типа Extradosed, который представляет собой комбинацию между балочным и вантовым мостом. – Институт Гипростроймост Санкт-Петербург известен далеко за пределами нашего города. В вашей профессиональной «копилке» более 3 тысяч спроектированных и реконструированных мостов по всей России и миру. Над чем работаете сейчас? – Недавно дорожные строители выступили инициативой по корректировке ФЗ № 9 По их мнению, необходимо вернуть квалификационные требования к участникам аукционов, чтобы до торгов допускались только доказавшие способность работать компании. Насколько это необходимо? Построен арочный мост напротив президентского дворца в Астане, столице Республики Казахстан. Работаем над новым вантовым мостом в Нижнем Новгороде. И, конечно же, два гигантских моста во Владивостоке. Первый – через бухту Золотой Рог, который соединит две части города. Длина центрального пролета составит 737 метров. Он станет пятым по величине среди своих вантовых «собратьев». Второй – соединит Владивосток и остров Русский. Он будет абсолютным мировым гигантом – длина вантового пролета составит около 1100 метров. Кризис возник из-за того, что условия, по которым происходят торги, не ведут к эффективному вложению денег. Они не подталкивают участников проекта искать наиболее эргономичные решения. Наши правила распределения подрядов отличаются от всех европейских стран. Заказчик хочет снизить стоимость строительства в результате конкуренции, но цена наоборот почему-то растет. – Это не проблема только нашей компании. В отрасли наступил системный кризис. С одной стороны, заказчики недовольны тем, что транспортные сооружения обходятся слишком дорого, даже по сравнению с Европой. С другой стороны, подрядчики утверждают, что рентабельность проектов очень низкая и компании не могут развиваться, закупать новую технику, применять новые технологии. Это приводит к застою со всеми вытекающими последствиями. – Проблема заключается в том, что в развитых странах нет отдельных торгов для проектировщиков. На них приходят сразу и проектировщики, и подрядчики. Целью и сутью таких торгов является определение стоимости строительства, а не проектирования. В этой ситуации подрядчик вынужден искать наиболее эффективное техническое решение, иначе он просто проиграет конкурс. – То есть быстро и дешево, как в Арабских Эмиратах, строить не получится? Подрядчикам оплачивают работу не по факту, когда построен мост определенной длины и ширины. Только в России действует система единых расценок на строительные работы: копнул лопатой – получи рубль, экскаватором – 50 Эти расценки не имеют никакого отношения к реальности. Конечно, за границей есть экспертные расценки, но они справочные. При нашей системе платят за каждую забитую сваю, а, значит, нет смысла искать новые решения и эти самые сваи экономить. Потому что каждая свая – это прибыль. За границей подрядчик нанимает проектировщика и заказывает максимально технологичный проект. В противном случае компания не сможет предложить привлекательную цену и выиграть торги. В России просто нет возможности предложить технологическую альтернативу. Вот и получается, что стоимость строительства все выше, а рентабельность – все ниже. У нас все происходит наоборот. Происходят торги проектировщиков. Победитель готовит проект, причем никакие внешние факторы не заставляют его искать самый экономичный путь. Проект проходит экспертизу и выставляется на торги. В результате подрядчик не может вносить в проект никакие коррективы, а значит, ему неинтересно искать новые технические решения и пути снижения цены. – К серьезным проектировщикам обращаются только тогда, когда нужны «супермозги». Например, не так много организаций, которые взялись бы проектировать вантовый мост через Неву. Но определенная квалификация на торгах просто необходима. Не должен человек с портфелем и печатью выиграть какой-то большой конкурс. В то же время нельзя отсекать компании, которые имеют небольшой опыт. Это не рыночный путь. – Так зачем в таком случае нужна квалификация? Справка За границей это решается по-другому. Если подрядчик вместе с проектировщиком должен подготовить собственное предложение, он должен обладать определенной квалификацией. Для подготовки техническое предложения нужны определенные знания – именно так и происходит квалификационный отбор. ФЗ-94 говорит лишь о приоритете цены. Это, конечно же, неправильно. Квалификация необходима, иначе срывов и провалов не избежать.
Приоритет: жилье и социальная сфера. Топить начинают 22-го. Кукловоды, стоящие за президентом Саакашвили. Открыватель Антарктиды. Нефтяные реки текут в Петербург. Понять друг друга. Христианин с членским билетом. На главную Звезды 0.0083 |
|