На главную  Звезды 

 

Бомбы для Берлина. –На остров Эзель бомбы доставлялись боевыми кораблями флота. Это были изделия крупного калибра, весом в полтонны и в тонну, грузили их на базовые тральщики. 23 августа конвой с бомбами осуществляли три небольших корабля: Т-206, Т-209 и Т-21 На следующий день между мысом Юминданина и островом Кери два из них погибли, подо­рвавшись на минах.

 

Великая Отечественная война началась для СССР катастрофой, но уже в ночь на 8 августа 1941 года балтийские летчики полковника Евгения Преображенского впервые бомбили Берлин. Они взлетали с острова Эзель (Сааремаа), откуда до столицы фашистского рейха было ближе всего. Атаки на Берлин продолжались до 4 сентября. Недавно петербургский историк Владимир Моргун рассказал мне в связи с этим интересную историю.

 

– Пойдете в Ораниенбаум. Там примете на борт тридцать авиабомб и взрыватели к ним. Хранить взрыватели будете отдельно, в своей каюте, в сейфе. Вы назначены командиром конвоя, в составе которого сторожевой корабль «Коралл», тральщик «Вистурис», в охранение придан «мор­ской охотник» – МО-20 И главное – приказ: от нас требуют доставки на остров Эзель максимально возможного количества бомб.

 

Около шестнадцати часов этого печального дня командира БТЩ (базового тральщика) Т-203, который кроме тактического номера имел еще имя собственное «Патрон», старшего лейтенанта Михаила Ефимова вызвали к оперативному дежурному. Он коротко сообщил офицеру:

 

В штабе командир конвоя получил последние данные по минной обстановке на пути следования кораблей. Картина открывалась невеселая: наши минные поля, заграждения, банки были хорошо известны. А вот границы вражеских опасных районов были обозначены условно. И кто знает, сколь точно?

 

Через минные поля

 

На вопрос боцмана: «Для кого грузим»? Михаил Павлович уклончиво ответил: «Конверт с приказом вскроем на Большом Кронштадтском рейде».

 

Авиационные бомбы находились в больших решетчатых контейнерах. Их по одной опускал на палубу береговой кран. Ефимов со своим помощником лейтенантом Спорышевым и боцманом Шевченко контролировали процесс.

 

За полночь покинули рейд, «Коралла» так и не дождались, только задержались понапрасну. До Лавенсари дошли без приключений. Корабли держались в кильватерном строю и шли без огней в темноте. С рассветом появился первый самолет...

 

«Юнкерсы» атакуют

 

– «Воздушный» до места! – приказал Ефимов сигнальщику. – Боевая тревога!

 

– Пять «юнкерсов» со стороны солнца! – доложил в этот момент командир отделения сигнальщиков старшина 2-й статьи Николай Большаков.

 

Неожиданно донеслось, что корабль получил пробоину.

 

Руки сами бросают машинные телеграфы на «вперед, самый полный». Разрывы встали в стороне от корабля, за кормой. Передышку враг дал небольшую.

 

– Сбили! – кричит Большаков.

 

– Аварийной партии заделать пробоину! – командует Ефимов и подходит к ограждению мостика. И вдруг – ослепительная вспышка в небе.

 

– Товарищ командир, вы же ранены!

 

На мостик прибежал инженер-лейтенант Ванюхин.

 

В Сааремаа моряков встретили с радостью. Последним с корабля выносили ящик с детонаторами, Ефимов лично передал его командиру летчиков. Через сутки Совинформбюро сообщало: «В ночь на 27 августа наши самолеты снова бомбили Берлин». А вообще с острова было произведено девять налетов на город, последний – 4 сентября.

 

Офицер подбежал к пульту корабельной трансляции и вызвал медика. Не прекращается стрельба, не умолкают разрывы. За один только день 25 августа 1941 года на недолгом пути от острова Лавенсари до Таллина конвой атаковали 17 раз!

 



 

Мечта Петра Первого. «Дублер» Гагарина из Петербурга. 20 000 рублей за квадратный метр. Освоение окрестностей. Обращение В.И. Матвиенко. Перечень планируемых к развитию застроенных территорий в Санкт-Петербурге. Ватаняр Ягья:.

 

На главную  Звезды 

0.0228
Яндекс.Метрика