На главную  Звезды 

 

Война и одуванчики. Один из дней его работы был объявлен «Днем Косова» – участники фестиваля стали гостями посольства Сербии. В большом зале перед собравшимися выступили мастера искусств из России, Сербии, Болгарии и других стран, после чего был показан документальный фильм, снятый Николаем Бурляевым в Косове. После этого состоялось неформальное чествование выдающегося сербского кинорежиссера Пуриши Джорджевича: в дни работы кинофорума он отметил восемьдесят четвертый день рождения и шестидесятилетие творческой деятельности.

 

Недавно в Москве прошел XVII Международный кинофорум «Золотой витязь». Двенадцать лет он проводится как фестиваль кинематографистов славянских и православных стран. Девиз кинофорума – «За нравственные идеалы, за возвышение души человека» – привлекает кинематографистов разных верований и убеждений.

 

Юный партизан Второй мировой войны, узник немецкого концлагеря, он сохранил удивительно ясный ум, великолепное чувство юмора. Однако годы взяли свое: ему стало трудно снимать кино, и он взялся за прозу.

 

Ветерана сербского (а точнее – юго­славского) кинематографа, расцвет таланта которого пришелся на 60–80-е годы прошлого века, с полным правом называют своим учителем многие режиссеры. Назову только двух – Никиту Михалкова и Эмира Кустурицу.

 

Впрочем, этой теме – романтической любви на жестокой войне – он посвятил и некоторые свои книги. И одна из них, роман «Косовский одуванчик», буквально за несколько дней до встречи в посольстве Сербии, вышла на русском языке в петербургском издательстве «Лимбус Пресс». Действие происходит в июньские дни 1999 года, когда Косово оккупировали войска НАТО и продолжился трагический исход сербского населения из края. Героиня по имени Мария Лепич, несмотря на ужас происходящего, остается в Приштине, чтобы стать свидетелем того, как сотни тысяч людей теряют родину. И вот на фоне разбоя, террора, всеобщей ненависти разгорается любовь героини и английского капитана-парашютиста.

 

Со многими его картинами знакомы отечественные киноманы, а старшее поколение наверняка помнит его «партизанскую» трилогию 60-х – «Девушка», «Мечта» и «Утро» (в советском прокате – «Приговор приведен в исполнение»): Джорджевич рассказал о любви на войне как никто другой.

 

Кстати, первое переведенное на русский язык произведение о косовской трагедии появилось именно в Петербурге.

 

Не берусь пересказывать сюжет этой увлекательной книги, написанной живым, современным языком. Трагизм событий сочетается с великолепным юмором и едкой сатирой. Джорджевич весело поиздевался над самой Карлой дель Понте, высмеял албанцев, старающихся украсть и отнять у бегущего сербского населения все, что только можно. Но в книге нет ни малейшего налета так называемого «великосербского шовинизма», нет ни доли презрения к людям иной национальности, веры, языка и цвета кожи. Просто есть – нормальные люди и кровожадные подлецы. Так, один албанец спасает героев, а другой – открывает «Пиццерию Гитлер». Сербский парень, скрывая свою национальность, примазывается к новым хозяевам жизни, а немецкий офицер спасает от гибели еврейскую семью. И читателю становится понятно, что не албанцы отняли Косово у Сербии, а спевшаяся банда политиканов и хладнокровных убийц и грабителей.

 



 

Обман на расстоянии. Век с Пиотровским. Вселенная зазвучит в Мариинке. «Неистовые русские». Верить в себя. Работа на каникулах. Понижение высоты.

 

На главную  Звезды 

0.0164
Яндекс.Метрика