На главную  Звезды 

 

Пропусти пешехода!. В Белоруссии пешеходы не боятся выходить на проезжую часть: машины, как и в Западной Европе, им дружно уступают дорогу. «Какие-то пешеходы здесь непуганые», – сказала моя коллега-журналистка, наблюдая, как минчане не спеша пересекают дорогу по нерегулируемому (!) переходу. Причина проста – очередная версия тамошних ПДД обязала водителей бережно относиться к «бесколесным» горожанам.

 

Петербург называют Культурной столицей, однако, когда необходимо перейти дорогу, об этом, к сожалению, забываешь: автомобили летят, не пропуская людей и не снижая скорости даже перед «зеброй». В Европе пешеходов принято пропускать даже вне обозначенных переходов, но у нас эти нормы никак не могут прижиться. Что это наследие СССР, когда на машинах ездило почти одно только начальство, а остальные ходили на своих двоих? Но вот корреспондент «ПД» побывала в соседней Белоруссии, где автомобилисты и пешеходы уже научились уважать друг друга.

 

Как и в России, цифры смертности в ДТП там высоки – только в прошлом году на дорогах Белоруссии погибло 1512 человек (для сравнения: в 2006-м – 1726 человек), но уже начали снижаться. «Количество погибших в ДТП в 2007 году было наименьшим за последние 20 лет», – комментируют ситуацию в минском ГАИ. Это первые результаты республиканской программы «Минус 100», цель которой – сокращение гибели людей на дорогах как минимум на сто человек в год.

 

Кроме этого, по всей стране продолжается бессрочная акция ГАИ «Пропусти пешехода». Водителям, игнорирующим пешеходные переходы, грозит штраф до 2 тысяч рублей, а если из-за нарушения возникнет аварийная ситуация, наказание подскочит до 8235 рублей. Кроме того, в подобном случае инспектор может прямо на месте лишить нарушителя водительских прав.

 

И пешеходов надо воспитывать

 

Самое частое ЧП на дорогах – наезд на человека. На долю таких ДТП приходится почти половина всех смертельных случаев. С тех пор как Госавтоинспекция взялась за реализацию программы «Минус 100», водители стали более дисциплинированными, почти всегда пропускают пешеходов, реже нарушают скоростной режим и подчиняются правилам движения. Но словно испытывая терпение тех, кто за рулем, пешеходы переходят улицу там, где им удобно, игнорируя сигналы светофоров. По словам старшего инспектора управления ГАИ Лилии Комар, около 50% ДТП с участием пешеходов совершаются по их вине.

 

«Секретное оружие»

 

Впрочем, белорусские гаишники не оставляют надежд перевоспитать не только водителей, но и «безлошадных» горожан. Например, недавно на минских предприятиях начали показывать фильм «Уступи дорогу... жизни» – с жуткими авариями и кровью. «Одних только усилий Госавтоинспекции мало, у населения еще недостаточный уровень культуры поведения на дорогах», – считает министр внутренних дел республики Владимир Наумов. Например, на одном из участков автодороги Минск – Национальный аэропорт есть надземный пешеходный переход, однако люди предпочитают перебегать дорогу перед машинами. На этом месте в 2007 году под колесами автотранспорта погибло более 10 человек. Поэтому пришлось поставить у перехода курсантов Академии МВД, направляющих пешеходов именно сюда.

 

«Пешеход или велосипедист с фликером заметен в свете фар автомобиля с расстояния 150–200 метров, в то время как человека, лишенного „опознавательных знаков“, можно заметить только за 25–30 метров от машины. Ношение светоотражающего значка снижает риск наезда в 6–8 раз», – бодро отрапортовал улыбчивый минский постовой.«К сожалению, пока сознательность наших граждан не очень высока, поэтому приходится применять принудительные меры», – посетовал пресс-секретарь МВД Беларуси Олег Слепченко. Принудительные меры – это предупреждения и штрафы. В соответствии с КоАП Республики Беларусь, пешеходам, не обозначившим себя светоотражающими элементами, при движении по проезжей части в темное время суток светит штраф до 180 рублей.

 

У белорусских автоинспекторов есть еще и «секретное оружие» – фликеры. Это небольшой светоотражатель, который закрепляется на верхней одежде и делает пешехода заметнее в темное время суток.

 

«Фликеры – не панацея, а только одна из мер безопасности, и она ни в коем случае не позволяет пешеходам игнорировать правила дорожного движения. К сожалению, эта мысль приходит не каждому», – соглашается Владимир Наумов. Тем не менее в результате применения световозвращающих приспособлений количество пешеходов, пострадавших в ДТП в условиях недостаточной видимости, снижается в несколько раз. Согласитесь, это хороший повод носить фликер и приучать к этому своего ребенка.

 

«Обязательное приобретение фликера пешеходом стало такой же нормой, как и приобретение водителями огнетушителей и аптечек для своих автомобилей. Просто пешеходам еще предстоит понять, что фликеры нужны им, а не инспекторам, которых, кстати, не заметить на дороге просто невозможно именно благодаря световозвращающим элементам форменной одежды», – пояснил заместитель начальника республиканского ГАИ Игорь Варницкий.

 

Заместитель начальника Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник милиции Виктор Гранев:

 

Реплика

 

Что удивительно, как показывает наша практика, количество нарушений пешеходами правил дорожного движения растет: год назад за тот же период их было 50 тысяч. При всех применяемых мерах культура поведения жителей Петербурга на дорогах в городе остается очень низкой. И поднять ее на должный уровень – это задача общая. Видимо, здесь есть над чем поработать законодателям, администрациям районов, различным службам, отвечающим за состояние дорог, разметку проезжей части, установку дорожных знаков, а также учителям, педагогам, воспитателям.

 

– К сожалению, у некоторых граждан нашего города сложилось мнение, что сотрудники дорожно-патрульной службы контролируют на улицах города только водителей транспортных средств и им нет никакого дела до пешеходов. Однако это не так. Только за прошедшие четыре месяца этого года нашими сотрудниками наказаны штрафами более 53 тысяч пешеходов. Нарушения они совершают самые различные, но в основном это переход улицы в неположенном месте. Граждане при этом не только сами действуют вопреки правилам дорожного движения, подвергают опасности себя, но и создают опасность для жизни других людей. А также своим поведением провоцируют водителей.

 

К сожалению, полковник В. Гранев в своем ответе нашему корреспонденту не сказал о главном, что другой наш журналист подметил в Белоруссии: что же нужно делать для того, чтобы водители в Петербурге пропускали пешеходов на «зебрах» и перекрестках. А ведь именно эта проблема волнует петербуржцев, которые жалуются, что на многих нерегулируемых перекрест­ках улицы очень трудно перейти. Несмотря на правила дорожного движения, водители людей там, где это положено, не пропускают, не снижают скорость перед пешеходными переходами. Правильно, конечно, что нарушителей штрафуют, но что же делает ГИБДД, чтобы воспитывать не только пешеходов, но и водителей, чтобы они пропускали людей, где это положено? Об этом уважаемый полковник ничего не сказал.

 

От редакции:

 



 

Мосты будут взяты!. Россию в Ванкувере спасет Петербург. Разрешение на застройку не получено. Колбаса… на экзамене. В России – спортивная весна. Благодарный город. Судьи обживают Сенат.

 

На главную  Звезды 

0.0122
Яндекс.Метрика