На главную  Анализ 

 

Пороховщиков, дед Пороховщикова. Александр Александрович Пороховщиков был богат и имел славную репутацию: меценат, строитель и владелец «Славянского базара», участник сооружения храма Христа Спасителя в каче­стве архитектора и вкладчика средств в его строительство… Умер Александр Александрович в революцию. «Вздохнул и, произнеся: “Пропала Россия”, умер».Испытание первого в мире танка Пороховщикова «Вездеход», построенного на Русско-Балтийском заводе, было проведено в 1915 году. В конструкции машины были предусмотрены все элементы современного танка: гусеничный движитель, броневой корпус и вооружение, расположенное во вращающейся башне.

 

Этот петербуржец первым в мире изобрел танк, уникальные модели самолетов, однако в СССР был арестован, строил Беломорканал, а потом был расстрелян. Память о легендарном деде пытается сохранить его внук – известный актер Александр Пороховщиков.

 

В 1911 г. Александр Пороховщиков строит свой первый успешный самолет, который так и назывался: «Самолет №1». Впервые он поднялся в воздух 25 июня 1911 г. в Риге. Пилотировал аэроплан сам конструктор. В 1912 году самолет успешно демонстрировался на 2-й Международной выставке в Москве.В Москве его внук – известный киноактер Александр Пороховщиков получил в аренду на Арбате двухэтажный дом своего прадеда. Внук надеется создать там музей деда и прадеда. Говорят, Александр Александрович – вылитый дед: уникальное портретное сходство…

 

Его сына Александра с юношеских лет влекло к технике, к изобретательству. Авиация стала предметом его главных устремлений. Летом 1909 г. он построил модель самолета. Модель успешно летала, и Жуковский дал о ней положительный отзыв. Владелец одного из заводов согласился построить натурный образец самолета, но отыскать подходящий двигатель так и не удалось.

 

Контракт для военных

 

В 1914 году приходит звездный час юного авиаконструктора, теперь уже студента-технолога. 3 апреля 1914 года на Комендантский аэродром в Санкт-Петербурге был доставлен его новый аэроплан-разведчик «Бикок» – самолет, составляющий славу нашей великой авиационной державы. Это был первый в мире удачный самолет двухбалочной (двухфюзеляжной) схемы, на авторство которой претендуют конструкторы фирмы «Юнкерс». Но тот «юнкерс» не удался. А самолет Пороховщикова не только успешно прошел все испытания, но и был принят на вооружение. «Бикок» – первый успешно летавший двухбалочный самолет мира! Первый немецкий двухбалочный аэроплан Fokker M.9/K-1 взлетел только в 1915 году.

 

А строил «Бикок» студент Пороховщиков в… своей квартире на шестом этаже жилого дома! Два человека легко собирали и разбирали аэроплан всего за пять минут. «Неразмокаемый клей», использовавшийся при сборке аэроплана, тоже был оригинальным изобретением Александра Пороховщикова.

 

Военное ведомство царской России незамедлительно подписало с изобретателем контракт на поставку самолетов «Бикок» для армии. Самолет поднимал полезную нагрузку 256 кг при собственном весе 516 кг. А это значит, что «весовая отдача» машины достигала почти 50%! Верх совершенства даже по сегодняшним меркам. И кроме всего прочего, «Бикок» был самолетом боевым – на нем впервые в мире еще на стадии проектирования было предусмотрено место для установки пулемета и спроектировано устройство для сбрасывания бомб. Впервые в мире самолет изначально проектировался как боевой! О чем неоспоримо свидетельствуют архивные документы РГВИА. И сведения об этом нам давно следует отправить в Книгу рекордов Гиннесса.

 

Первый в мире танк

 

Второй построенный им в 1915 году экземпляр «Бикок» был оснащен гусеничным шасси! И это тоже было сделано впервые в мире.

 

Фабрикант в красной армии

 

Затем Александр Александрович перешел к созданию танка. Испытание первого в мире танка «Вездеход», построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге, было проведено в 1915 году. В конструкции этой машины были предусмотрены все элементы современного танка: гусеничный движитель, броневой корпус и вооружение, расположенное во вращающейся башне. Танк развивал скорость до 25 верст в час по довольно глубокому песку. В этот момент конструктору было всего 23 года! Обладая обширными и глубокими познаниями в химии, Александр Пороховщиков предлагает армии химическое оружие – «удушливые газы».

 

Однако судьба авиапромышленности Петрограда складывается печально. Значительная часть предприятий и авиаскладов сгорает в огне пожаров – это работа рук германской разведки. В 1919 году авиазавод Пороховщикова закрывают как «не нужный Советской власти». Когда спохватились, строить самолеты было уже негде. Жалкие остатки оборудования некогда мощнейших современнейших авиапредприятий стаскивают в цеха завода Щетинина, что располагались у станции Новая деревня на Комендантском аэродроме. Во главе нового авиазавода ставят того же Пороховщикова. Его усилиями новое предприятие начинает производство целой серии учебных самолетов конструкции Александра Пороховщикова П-IV бис, П-IV 2 бис, П-V, П-VI и П-VI бис Самолеты эти считались «наилучшими учебными аппаратами своего времени».

 

После революции конструктор и фабрикант сам национализирует свой завод и передает его государству. В качестве летчика он сражается в рядах Красной армии.

 

Зиновьевское руководство Петрограда относилось к авиапромышленности крайне отрицательно, считая авиацию «забавой богатеев». Гениального изобретателя выживают с завода. Ему не остается ничего иного, как уехать в Москву. Но и там места изобретателю не находится. Спасает НЭП. В начале 1923 года Пороховщиков организует частное конструкторское бюро. Бюро занималось разработкой инженерных кон­струкций и изобретениями. КБ Пороховщикова неоднократно предлагало Главкоавиа и НТК УВВС проекты различных самолетов.

 

Легендарный У-2

 

Самолет этот стал самым массовым самолетом в истории отечественной и, возможно, мировой авиации. Вот только никто уже не вспоминал, что это самолет не Поликарпова, а Пороховщикова – Поликарпова.

 

Главкоавиа передал эти проекты Опытному авиазаводу № 1 для создания новых учебных самолетов, в которых так нуждались тогда ВВС молодой Советской республики. Начальником Опытного отдела завода № 1 был выдающийся авиаконструктор Н. Н. Поликарпов. В ходе строительства и длительной доводки кон­струкции самолета Поликарпов внес в первоначальный проект ряд принципиальных изменений. В результате в марте 1928 года в небо Отечества поднялся знаменитый «воздушный тихоход» У-2 (позднее – По-2).

 

НЭП закончился, и бывший дворянин Александр Пороховщиков угодил на Соловки. На «трудовое перевоспитание». Вернуться в авиацию ему больше не дали.

 

Соловки и Беломорканал

 

После завершения строительства Пороховщикова освобождают и заставляют заниматься проектированием гидросооружений для следующих проектов СССР по покорению водной стихии. Москва должна была стать портом пяти морей. Но военачальники Красной армии не забыли, что Александр Пороховщиков был создателем первого в мире танка и его частное КБ предлагало в свое время очень интересные проекты бронетехники. После настойчивых требований Автобронетанкового управления РККА Александра Александровича все-таки отдают танко­строителям. Последние предвоенные месяцы он трудится на поприще перевооружения Красной армии новыми танками и бронемашинами.

 

В концлагере СЛОН Александру Александровичу приходится заниматься проектированием гидросооружений для Беломорканала. Уникальные деревянные гидрокон­струкции, спроектированные и построенные методом «без единого гвоздя», и по сей день служат России. И в этом огромная заслуга Александра Пороховщикова.

 

Но приходит война. В 1941 году Александра Александровича Пороховщикова «изъяли» и расстреляли. Основанием для ареста могло быть что угодно. Скорее всего, это был донос очередного бдительного гражданина. Имя гениального изобретателя предано забвению и в нашем городе так и не увековечено.

 

Расстрелян и забыт

 



 

Поздравление с Днем знаний. «Зенит» – «Спартак»: гонка по вертикали. Губернатор: «Искусственно завышать цены нельзя!». Соболезнование в связи с кончиной архитектора Кисе Курокавы. У Московского проспекта появился дублер. «Проект, который удивит всех». Турникет без этикета.

 

На главную  Анализ 

0.0088
Яндекс.Метрика