На главную  Анализ 

 

В книге главное — ритм. — Павел, скажите, как связана ваша профессия театрального режиссера и сегодняшний род занятий (оперная критика), с вашей издательской деятельностью? – У меня в характере совсем нет начальственной жилки, необходимой для режиссера, я не люблю всех строить, по своей природе не могу и не хочу быть начальником. Отчасти поэтому я не стал режиссером. Я как-то довольно органично переключился пятнадцать лет назад на исследования в области театра и музыки, то есть на те сферы, где я не мог применить себя как режиссер. Результатом этого стали мои статьи и публикации в сборниках «Минувшее», «Europa orientalis», журнале «Новое литературное обозрение» и других изданиях. Служба в библиотеке не предполагала научной работы, зато всем было очевидно, что такое богатое собрание, как Театральная библиотека, может послужить серьезной издательской базой. В середине девяностых эта мысль начала претворяться в жизнь, и вот в 1997 году вышла наша первая книга – «Записки Театральной библиотеки».

 

На вопросы «Петербургского Дневника» отвечает известный театральный и музыкальный критик, главный редактор издательства «Гиперион» Павел ДМИТРИЕВ.

 

— Библиотека сама издает книги?

 

Вообще говоря, издание театральной литературы – литературы о театре и драматических текстов – неблагодарное дело, поэтому, может быть, это удачное стечение обстоятельств, что библиотека все же выпускает такие книги; никакая коммерческая структура такой роскоши себе позволить не может. Я считаю, что наша серия «Российская драматическая библиотека», посвященная изданиям русской драматической классики от Сумарокова до Хлебникова – яркий издательский проект. То же можно сказать и о других сериях: «Русская художественная летопись» (собрание критических работ лучших русских театральных, музыкальных и художественных критиков), «Theatron: История и теория зрелища» (исторические исследования). В последней серии вышли не публиковавшиеся ранее книги В. Н. Всеволодского-Гернгросса «Театр в России при императрице Елисавете Петровне» и лекции Иннокентия Анненского по античной драме.

 

— А каковы ваши — главного редактора «Гипериона» — предпочтения в издательской сфере?

 

– В принципе так было бы возможно, но это слишком сложная работа – создание еще одной структуры внутри уже существующей (т. е. библиотеки). У нас есть партнер – издательство «Гиперион». Издательство возникло десять лет назад как проводник японской классической литературы в России, в 1987 году началось сотрудничество с Театральной библиотекой, а с конца 90-х – издательство может считаться предприятием широкого гуманитарного профиля, выпускающее книги по истории и филологии. Достаточно сказать, что в последнее время вышли книги таких известных авторов, как М. Л. Гаспаров, В. А. Мильчина, О. Ронен и др.

 

— Какие проблемы стоят сейчас перед издательским бизнесом в целом?

 

– Трудно говорить о каких-то предпочтениях, если речь идет о таком маленьком предприятии, но если говорить о содержательной стороне, то это – выпуск гуманитарной, преимущественно русской литературы. Мои личные пристрастия абсолютно неосуществимы: я издавал бы русскую классику (и беллетристику, и исторические исследования), и главный принцип был бы такой: чтобы книгу было приятно взять в руки. Если несколько заострить проблему, то она может звучать так: «меня вообще не интересует содержательная сторона книг» (предполагая при этом, что книга должна быть интересной – иначе зачем ее издавать). Несмотря на книжный бум последних пятнадцати лет, он все-таки носит чисто информационный характер, а книгу как полиграфический продукт разучились делать (есть, конечно, исключения, но они редки). Главное в книге – это графический ритм (соотношение наборной полосы и поля); здесь царит либо равнодушие, либо полный произвол. Мы пытаемся по мере сил бороться с этим – например, проводим на базе «Гипериона» Чихольдовские чтения (по имени крупнейшего книжного дизайнера XX столетия), посвященные культуре книгоиздания. Я очень надеюсь на общественный резонанс этого начинания (понимая при том, что могу так прождать еще долго).

 



 

Своя крыша для молодых. «НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ» на Пятом канале. Дорогие читатели «Петербургского дневника»!. На диспансеризацию становись!. Опасный фейерверк. Атмосфера неопределенности развеяна. «Дамы, не ездите в Москву!».

 

На главную  Анализ 

0.0169
Яндекс.Метрика