На главную  Анализ 

 

Учись, студент!. Несмотря на популярное мнение, будто образование ума не прибавляет, число студентов в нашей стране устойчиво растет. Сейчас в аудиториях сидят семь миллионов человек, но в ближайшие годы их число может сократиться по демографическим причинам. А значит, абитуриенты станут разборчивее. У них появится возможность выбора – куда идти учиться? Мест в институтах окажется больше, чем претендентов на эти места. Вместе с этим будет идти процесс перехода на европейскую систему образования как в средней школе, так и в высшей. То есть российский школьник сможет претендовать на поступление в европейские университеты.

 

Исходя из каких соображений следует выбирать вуз? И надо ли ехать за умом в Европу? Ответить на этот вопрос не так уж просто.

 

В пользу западного образования (для тех, кому оно доступно) говорит многое. В особенности – более высокий уровень доверия к диплому такого университета со стороны западных компаний. Но есть исключения – российские программисты. Они пользуются на Западе высоким спросом. Тамошние работодатели привыкли относиться к русскому «программерскому» диплому как к таинственному символу: непонятно, но опыт заставляет довериться. И доверяются! А вот любому гуманитарию в Европе придется проходить сложную процедуру подтверждения квалификации.

 

Запад нам поможет?

 

Все в твоих руках

 

Изменения, которые ныне происходят в высшей школе, связаны с тем, что понятие «работа по специальности» уходит в прошлое. Ни у кого в трудовой книжке не напишут «физик» или «филолог» – человек с таким образованием работает, например, редактором журнала. Но что значит «бакалавр» или «магистр»? Чем они лучше «специалистов», которых всю жизнь готовили наши вузы? В самом упрощенном виде можно сказать, что бакалавр – это человек, обладающий умениями для квалифицированной работы, а магистр – тот, кто может руководить, составлять проекты и концепции, заниматься наукой. «Специалиста» готовили там, где его рабочее место гарантировалось плановой системой. Сейчас работу надо искать самому. И при прочих равных предпочтение отдают человеку с опытом. Для карьеры дорог каждый год. Чем раньше человек включится в рабочий процесс, тем более успешен он будет. Бизнес заинтересован в таких работниках. И студент российского вуза имеет шанс начать карьеру раньше своего сверстника, отправившегося на учебу в Европу. При этом он будет получать те навыки, которые актуальны именно в российской деловой среде. А в том, что касается качества образования, ждет ли нас что-либо интересное?

 

И здесь можно сделать неожиданный вывод. Еще никогда судьба российского образования не зависела в такой степени от студентов. В самом деле, нет более объективного показателя качества образования, чем «качество» тех, кто это образование получил. Абитуриенты, которые сейчас поступают в российские институты, получают возможность не просто сидеть в аудиториях, но и формировать политику в области образования. По их результатам будущие поколения смогут судить о перспективности учебы в том или ином вузе. Пройдет еще несколько лет – и все встанет на свои места. Тогда-то мы и увидим, какие институты действительно дают нужные знания.

 

Как вообще оценивается качество образования в отдельно взятом институте? Рейтинг Минобразования оценивает вузы по 40 параметрам, среди которых такие, как количество док­торов наук, число защищенных диссертаций и «объем хоздоговорных работ». Судить по этим показателям о реальном качестве преподавания сложно. Международные рейтинги составляются иначе. Например, рейтинги программ МВА, составляемые Financial Times, учитывают прежде всего карьерные успехи и рост благосостояния выпускников. У нас подобные исследования проводит интернет-портал Superjob.ru. Но для того, чтобы этот рейтинг был максимально объективным, нужна статистика за много лет.

 



 

Наша первая вселенная. Два года безвестности. Человек – звучит гордо, если он потребляет только лучшее. Отрицательный результат… положительных усилий. Спортивный подвиг «Зенита». Происшествия. Всегда вперед!.

 

На главную  Анализ 

0.0143
Яндекс.Метрика