На главную  Анализ 

 

Валерий Чкалов под мостом не летал?. В Ленинград, пишет А. Соловьев, Валерий Павлович Чкалов впервые попал в 1924 году, после окончания Серпуховской авиашколы. Для дальнейшего прохождения службы его направили в 1-ю Краснознаменную истребительную авиаэскадрилью. В эскадрилье из молодого парня быстро сделали пьяницу. Как это произошло, достаточно подробно описано в книге дочери Чкалова «Валерий Чкалов. Легенда авиации».

 

Есть «советские легенды», которые до сих пор привыкли воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Как, например, что «Чкалов пролетел в Ленинграде под мостом». Этот эпизод старшее поколение помнит по фильму «Валерий Чкалов». Упомянул недавно об этом и корреспондент нашей газеты Юрий Малёкин в статье о знаменитом питерском летчике Владимире Господе. В ответ мы получили письмо от Александра Соловьева, с 1991 по 1996 г. работавшего директором Ленинградского государственного музея авиации. По сведениям Соловьева, «народный герой» под мостом на Неве никогда не летал. Мало того, опираясь на архивные документы, он приводит сенсационные факты, рисующие пилота в не слишком, мягко говоря, благоприятном свете…

 

Период до красноармейской службы Чкалова и его автобиография в военном личном деле отсутствуют. Зато есть множество документов о пьянстве, дисциплинарных взысканиях, судебных приговорах Военного трибунала. Вот всего лишь одна выдержка из его личного дела: «отношение к работе инертное, общественным авторитетом не пользуется… Особо ценных военно-технических качеств не имеет. Практический опыт и служебный стаж – малый. Революционных заслуг и подвигов не имеет, политически развит слабо, в общественной жизни и культурно-просветительной работе активности не проявляет… страшно грубый, не любит и не признает никакого начальства, на службу опаздывает, пьян­ствует, вследствие чего теряет авторитет красного командира… 1 ноября 1925 г. Командир отряда н/отр. военлет Король»…

 

Как служил «герой» в Ленинграде

 

Пьянство в нашей стране – явление привычное. За пьяные дебоши сажали на гауптвахту или давали пятнадцать суток. А Чкалов получил шесть месяцев тюрьмы! Остается только догадываться, сколь выдающимися были попойки Чкалова. Накипело, видать, у командования…

 

Выдающиеся попойки

 

3 января 1929 года Чкалов был арестован и по приговору «суда в закрытом заседании» осужден на один год лишения свободы. Из РККА Чкалов был демобилизован окончательно и бесповоротно. Кому нужен подслеповатый летчик?

 

Второе пришествие многопьющего авиатора в Ленинград, точнее – в Троцк (так называлась тогда Гатчина), состоялось в 1926 году. Тюрьма. Досрочное освобождение. Несколько месяцев безработицы. Обивание порогов кабинетов военачальников ВВС… Наконец Чкалова восстановили в ВВС РККА. И вот характеристика от 26 мая 1927 года: «…Мало выдержан во взаимоотношениях с другими… находился в отпуске по причине неврастении, употребляет спиртные напитки неумеренно… Имеется незначительный шизоидный статус, выражающийся в недостаточной выдержанности». От безмерного употребления всякой дряни зрение у летчика слабеет.

 

Парню 25 лет, ничего делать, кроме как летать и пить водку, он не умеет. А на руках молодая жена (уже вторая) с младенцем. То ли надоумил кто, то ли сам догадался, то ли к нему из органов люди пришли – неведомо. Но факт остается фактом – Чкалов после освобождения становится… сотрудником ОГПУ.

 

Сотрудник ОГПУ?

 

В Ленинграде чекисты устраивают Чкалова летчиком-инструктором «Аэроклуба-АЭРОМУЗЕЯ». Не знаю, хорошо выявлял «врагов народа» в Ленинграде Чкалов или не очень, но подслеповатого, списанного медкомиссией летчика восстанавливают в РККА и переводят на летно-испытательную работу в НИИ ВВС. Там тоже «врагов народа» следовало выявлять!

 

Чкалова направляют в Ленинградский ОСОАВИАХИМ выявлять «врагов народа». Это был третий период жизни Чкалова в нашем городе.

 

Личное дело в НКВД закрыто для историков

 

Но уже в 1933 году в его характеристике записано: «дисциплину Красной армии не переваривает, внутренне разболтанный и разложившийся командир. По всем данным подлежит изъятию из ВВС РККА». В этом же году Чкалов был переведен в резерв и снова демобилизован из армии.

 

А в 1938 году Чкалов – уже комбриг! Но как мог получить столь высокое звание человек, в Красной армии не служащий? Да еще «чуждый, внутренне разболтанный и разложившийся»? Почему продолжает носить военную форму? Ответ на этот во­прос находится быстро, когда выясняется, как полностью звучало звание Чкалова: «комбриг войск НКВД».

 

Вся последующая жизнь и деятельность Чкалова, за исключением его участия в знаменитом перелете через Северный полюс и испытаний самолетов-истребителей конструкции Н. Н. Поликарпова, достоверно не известна. Его личное дело сотрудника НКВД по нашему законодательству доступно только его родным. Исследователей и историков к нему не допускают.

 

О «полете под мостом»

 

Это звание соответствовало общевойсковому званию «генерал-полковник». Чем был обусловлен столь высокий карьерный рост сильно пьющего сотрудника ОГПУ-НКВД, остается только догадываться...

 

Тем не менее в ряде источников утверждается, будто Чкалов все-таки пролетел под мостом в 1928 году, а в ряде источников, что в 1927 году. На самолете-истребителе Фоккер D-ХI. На глазах у будущей жены Ольги Эразмовны.

 

Из рассказа членов съемочной группы к/ф «Валерий Чкалов»: «Первоначальный сценарий фильма нашему режиссеру Калатозову не нравился. Однажды в курилке, во время перерыва в съемках, летчики, консультировавшие фильм, рассказали о том, что еще в царское время какой-то пилот пролетел под Троицким мостом. Калатозов сидел с нами и внимательно слушал этот рассказ. Уже на следующий день по его требованию сценарий был переделан. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой. Это была гениальная находка режиссера Калатозова…»

 

Под мостом можно пролететь только днем. Среди бела дня на набережных всегда полно народа. Должно было быть множество очевидцев. Но их нет. Ни одного!

 

Однако вторая жена Чкалова во всех своих интервью на все вопросы всегда отвечала, что «при ней не летал». Как следует из военного личного дела Чкалова, в 1928 году он проходил службу в Брянской авиабригаде и в Ленинград ни разу не прилетал. Совершить пролет под мостом в 1928 году он не мог. Не мог он этого сделать и в 1927 году – проходил обучение в Липецке. В 1926 году Чкалов вообще не летал – он отбывал уголовное наказание.

 

от редакции

 

Ни одна ленинградская газета периода 1924–1928 годов о таком пролете не писала. В 1940 году газеты с восторгом писали о пролетах под Кировским мостом Евгения Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». А вот сам реальный Чкалов ни под каким мостом в Ленинграде никогда не летал!

 

Конечно, у этой статьи могут быть и противники. Что ж, каждый имеет право на свой взгляд. Многие герои уже пали в наших глазах и очень не хотелось бы множить их число. Тем не менее…

 

Вот такой неожиданный, сенсационный материал о «любимом народном герое» поступил в нашу редакцию. Мы отнюдь не выступаем за пересмотр истории, но не можем, как журналисты, не поделиться этой информацией с читателями. Тем более что в честности и информированности источника сомневаться не приходится.

 



 

Окунуться в нарисованный мир. Задача номер один!. Зрительный зал – весь город. Петербургу – лучший аэропорт в России. «Готовьтесь, нам нужна хорошая смена!». Гамбург и Санкт-Петербург добросердечное партнерство. Кому нужна такая «культура»?.

 

На главную  Анализ 

0.0103
Яндекс.Метрика