На главную  Анализ 

 

Нарвский колдун. Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года были установлены в Петербурге в 1814 году по образцу древнеримских арок. Сначала их поставили вблизи Обводного канала для торжественного марша гвардейских частей, с триумфом возвращавшихся в столицу после разгрома французов. Автором проекта был знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Представляли они из себя помпезную однопролетную арку, украшенную колоннами ионического ордера и увенчанную фигурой богини славы, управляющей шестеркой коней.Однако нашелся человек, который изобразил колдуна с Нарвских ворот на полотне. Им оказался ленинград­ский художник Павел Филонов. В 1929 году он нарисовал картину, которая так и называлась «Нарвские ворота». На его полотне на верху ворот стоит устрашающего вида бородатый человек, нелепо размахивающий руками, а внизу, у подножия ворот –кучка людей, с изумлением глядящих на него.

 

Проезжая каждый день мимо Нарвских ворот, жители Московского проспекта и не подозревают, что, согласно старому мифу, на их вершине жил колдун. Правда, увидеть его смог лишь один человек – художник Павел Филонов, который, как утверждают некоторые, именно его изобразил на своем полотне, так и называвшемся «Нарвские ворота». Другие такую версию оспаривают, не отрицая, впрочем, что художник нарисовал и в самом деле нечто весьма странное. Споры о том, что же именно Филонов изобразил на вершине Нарвских ворот, не утихают до сих пор.

 

Граница города тем временем переместилась дальше Обводного канала на Нарвскую заставу, а потому новые Триумфальные ворота назвали Нарвскими. Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года были установлены в Петербурге в 1814 году по образцу древнеримских арок.

 

Первый вариант ворот по-строили быстро, но из временных материалов – дерева и алебаст­ра, чтобы поспеть к при­-ходу первых полков из заграничного похода. Однако под ветром и дождями деревянное сооружение быстро обветшало, и было решено создать вместо временной арки нечто более прочное и монументальное. «В мраморе, граните и меди», как было сказано в высочайшем рескрипте.

 

Проектирование сооружения было поручено архитектору Василию Стасову, который сохранил основную идею памятника Кваренги, но в этот раз по­строил 30-метровую арку из прочного кирпича, облицованного медью. Конную группу на вершине создали выдающиеся русские скульпторы Петр Клодт, тот самый, кому принадлежат знаменитые кони на Аничковом мосту, Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. На колеснице стоит крылатая древнегреческая богиня победы Ника с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках – символами мира и славы.

 

Из кирпича и меди

 

Торжественное открытие Нарвских ворот состоялось ровно двадцать лет спустя после триумфального возвращения русских войск после победы над Наполеоном – 17 августа 1834 года. Во внутреннем помещении долгое время помещался городской архив, а теперь там устроен выставочный центр.

 

На низких пьедесталах в нишах между колоннами находятся четыре фигуры воинов в древнерусских доспехах. Над ними золотом высечен список полков русской армии, которые принимали участие в войне 1812 года. На карнизе находятся восемь фигур духов славы и мира, между которыми высечен список битв, в которых участвовали эти полки.Внутри ворот расположено вместительное трехэтажное здание с обширным подвалом. По замыслу Стасова там должен был находиться музей истории строительства ворот. Однако этот проект не был осуществлен.

 

После революции 1917 года в Петербурге по неизвестным причинам возник миф о том, будто на вершине Триумфальных ворот поселился колдун. Временами он будто бы брал в руки вожжи и сам управлял шестеркой лошадей, которые мчались вместе со всем Петроградом в черную бездну. Рассказывали о колдуне много, шепотом, но никто из местных жителей его не видел.

 

Миф о колдуне

 

Согласно народным поверьям, колдуны чаще всего селились на окраинах городов. Как раз там, где и стояли в те времена Нарвские ворота. Однако художник Филонов, которого потом стали называть гением авангарда, в Бога не верил, мало того, он был воинствующим атеистом. Кого же он тогда изобразил на своей картине? Слугу Антихриста? Дьявола?

 

Однако нашелся человек, который изобразил его на полотне. Им оказался ленинградский художник Павел Филонов. В 1929 году он нарисовал картину, которая так и называлась «Нарвские ворота». На его полотне на верху ворот стоит устрашающего вида бородатый человек, нелепо размахивающий руками, а внизу, у подножия ворот, – кучка людей, с изумлением глядящих на него.

 

Тут надо вспомнить, что после начала «красного террора» некоторые деятели церкви, в том числе и знаменитый Иоанн Кронштадтский, стали утверждать, что пришел конец света, а антихристами провозглашали Ленина и Троцкого.

 

Вряд ли он мог это сделать в 1929 году, когда всякое изображение «советским художником» на полотне нечистой силы могло бы иметь для автора картины самые печальные последствия.

 

Очевидец незримого

 

Ведь Ленин после смерти так и не был похоронен, а выставлен в забальзамированном виде в мавзолее. А по народным поверьям, дух его до сих пор возмущает и беспокоит людей. Однако эта версия выглядит еще более невероятной. Сделать такого в 1929 году художник, поначалу с восторгом принявший революцию, тоже никак не мог.

 



 

Магазины для производителей. А вы готовы платить за проезд?. Переезд с улучшением. Новая Россия: жить стало лучше. ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ. Как не платить за соседский лифт. Что везет колесница Славы?.

 

На главную  Анализ 

0.0081
Яндекс.Метрика