На главную  Анализ 

 

«Учитель - это наше всё!». В педсовете приняли также участие министр образования РФ Андрей Фурсенко и председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов. Министр вручил грамоты директорам 58 петербургских школ, ставших в 2007 году победителями в реализации проекта «Образование». 10 работникам образования торжественно вручили документы о приобретении им квартир в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения». С 2004 по 2007 год мы решительно увеличивали бюджетные ассигнования по всем типам образовательных учреждений. Сравните объемы финансирования по отрасли «Образование»: в 2004 году – 17,6 миллиарда рублей, в 2007-м – 40 миллиардов, а план на 2008 год – 47 миллиардов. Цифры красноречивее слов.

 

Традиционный городской педагогический совет, который в этом году прошел под девизом «Петербургская школа: время успешных учителей», собрал на минувшей неделе в «Ленэкспо» 2,5 тысячи петербургских работников системы образования. С программной речью перед ними выступила губернатор Валентина Матвиенко.

 

Санкт-Петербург всегда был и остается центром смелых экспериментов, площадкой для накопления и трансляции передового педагогического опыта. Наше участие в националь­ном проекте «Образование» – это стремление не только поднять на новый уровень школу, но и обеспечить инвестиции в человеческий капитал – основу стратегического развития Санкт-Петербурга. Это самые важные, самые нужные инвестиции.Вот почему я вновь и вновь обращаюсь к ключевой мысли своего выступления: успешный учитель уже не может быть лишь «предметником», «урокодателем». От него ждут личностной позиции в вопросах образования и воспитания школьников

 

– Городской педсовет, – отметила в своем выступлении губернатор, – в этом году особенный: значительная часть аудитории – учителя. Среди вас – победители конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», лауреаты и победители конкурсов «Педагогиче­ские надежды», «Учитель года». И это для нас принципиально. Пришло время серьезного разговора о личности учителя, его роли в судьбе нашего города, его миссии.

 

– Два последних десятилетия были трудными для россий­ской школы. Вы это знаете лучше всех. Менялись программы и стандарты, вводились и отменялись новации. Падал престиж учительской профессии – самой массовой профессии в гуманитарной сфере. Массовой, но в то же время очень «штучной», основанной на творческом почерке каждого учителя. Однако мы с гордостью отмечаем, что петербургское учительство сумело сохранить главное – верность своей профессии. Мы не растеряли наш золотой фонд, который всему педагогическому сообществу дает высокий пример отношения к профессии. 887 заслуженных учителей Российской Федерации трудятся сегодня в системе образования Санкт-Петербурга. Почти половина всех учителей города имеют высшую квалификационную категорию. В 2006 году 85, а в 2007-м – 83 педагога представлены к государственным наградам. И мы этим гордимся.

 

Штучная профессия

 

Учителям – жилье и достойную зарплату

 

Гордимся мы и нашими учениками. 100 дипломов заработали наши ребята на Всероссийской олимпиаде 2007 года – на 20 дипломов больше, чем в прошлом году. Это замечательный результат вашего, уважаемые коллеги, труда!

 

С 2004 по 2007 год мы решительно увеличивали бюджетные ассигнования по всем типам образовательных учреждений. Сравните объемы финансирования по отрасли «Образование»: в 2004 году – 17,6 миллиарда рублей, в 2007-м – 40 миллиардов, а план на 2008 год – 47 миллиардов. Цифры красноречивее слов.

 

– Совсем недавно мы с болью говорили с этой трибуны, что в школах катастрофически не хватает учителей. Сегодня вакансий почти нет. Мы добивались этого и добились. Мы понимали: нужно бросить все силы и средства на поднятие престижа учительской профессии, материального статуса педагога и модернизацию школы.

 

Петербург первым в стране взялся за решение жилищной проблемы педагогов. Мы разработали и приняли целевую программу «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания», предусмотрев для бюджетников самый лояльный механизм улучшения жилищных условий. Уже в прошлом году150 семей учителей получили ключи от новых квартир.

 

В 2003 году средняя зар­плата учителя составляла 4943 рубля, включая так называемую «губернаторскую» надбавку. В 2006 году – уже 9392 рубля. А на 1 января 2007 года – 12 595 рублей, практически достигнув средней заплаты по городу. Рост за год – 34%.

 

Новые школы – наша гордость

 

В этом году их будет еще больше. А до конца 2011 года все работники городских образовательных учреждений, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и состоящие на очереди, получат отдельные квартиры. Мы взяли на себя такие обязатель­ства, и мы их обязательно выполним.

 

В Санкт-Петербурге 66 процентов детей до 7 лет получают дошкольное образование, что на 16 процентов выше среднероссийского показателя. Но с повышением рождаемости места в детских садах стали острым дефицитом. Год назад очередь в дошкольные учреждения превысила 5 тысяч человек. Мы оценили эту ситуацию как недопустимую и приняли целый комплекс мер по ликвидации очереди. Среди них – возврат в систему образования помещений детских садов, отданных в свое время арендаторам; прием на баланс города ведомственных учреждений, реконструкция существующих и строительство новых детских образовательных учреждений. На 1 сентября, за исключением двух районов, очередь в детские сады в Петербурге ликвидирована. Будет самый строгий спрос с руководства Красносельского района, где просто обязаны были справиться с ситуацией. В Приморском районе причины носят объективный характер – многие годы здесь форсированно вводили в строй жилье без адекватного строительства образовательных учреждений.

 

– За последние три года мы в разы увеличили финансирование на строительство и капитальный ремонт школ и дошкольных образовательных учреждений. В этом году откроются 3 новые школы и 7 детских садов. Новые школы в Пушкинском, Приморском и Калининском районах – это наша гордость. Все они построены по индивидуальным проектам с использованием самых современных технологий. В каждой школе – по два бассейна, первоклассные спортивные залы, оснащенные современным оборудованием классы. В ближайшие годы мы планируем построить 36 новых школ и 67 детских садов.

 

Правительством города принята и программа комплекс­ного капитального ремонта образовательных учреждений, которые десятилетиями не знали ремонта. Только в этом учебном году в нее включено 13 школ, а в следующем – уже 1 В трехлетний план текущего ремонта включено 2316 школ и детских садов. Объем средств, планируемых на ремонт всех типов образовательных учреждений, в бюджете 2008 года предусмотрен в размере 5,5 миллиарда рублей.

 

До конца 2007 года мы введем в строй 7 новых дошкольных учреждений. В следующем – шесть. В 2009-м – откроем одиннадцать детских садов, а в 2010 – двадцать четыре.

 

– 105 миллионов рублей направлено на финансирование программы «Безопасность образовательного учреждения». Районными администрациями выделено более 220 миллионов рублей на противопожарные мероприятия в школах.

 

На безопасность и здоровье денег не жалко

 

Мы увеличили финансирование на питание школьников, учащихся ПТУ, ввели бесплатные завтраки для учащихся младших классов.

 

Безопасность и здоровье школьников – это наши незыблемые приоритеты. Сколько лет наши школьные столовые были притчей во языцех! Главным образом из-за устаревшего, допотопного оборудования, которое в некоторых школах не менялось с 60–70-х годов. Мы приняли, как вы знаете, программу оснащения школьных столовых новейшим оборудованием. С 2006 по 2007 год – за один год! – объемы финансирования программы выросли в десять раз, и на будущий год мы должны полностью завершить оснащение всех пищеблоков школ новым современным оборудованием.

 

– Теперь надо двигаться вперед, укрепляя лидерские позиции петербургской школы. Но нельзя двигаться вперед без внедрения новых финансово-экономиче­ских механизмов. Это уже аксиома. Второй год наши образовательные учреждения работают в режиме финансово-хозяй­ственной самостоятельности и в новых условиях оплаты труда. В этом году мы сделали еще один шаг вперед: с 1 января 2007 года все учреждения образования переведены на нормативное финансирование, а с начала учебного года в соответствии с новой методикой будут введены новые штатные расписания. Каждый руководитель сегодня знает, сколько средств будет выделено ему на одного учащегося, и каков общий бюджет школы.

 

Основа развития – финансовая самостоятельность

 

Получив возможность самостоятельно управлять бюджетом, директор школы или заведующий детским садом становится полноценным распорядителем средств. Это и обязывает, и стимулирует. Ведь деньги идут за учеником. Если школа востребована, то и проблем с наполняемостью у нее нет – она будет работать эффективно. Такова простая и вместе с тем убедительная формула новой педагогики. Например, директор 282-й гимназии говорит: мы стали бережнее относиться к расходованию электроэнергии и воды, а на сэкономленные деньги за 2,5 года мы приобрели охранный пульт, новые окна, заменили двери, напольную плитку, отремонтировали крыльцо, приобрели лингафонный кабинет и многое другое. Это то, что говорит о финансовой самостоятельности. Теперь директор гимназии, педагогический коллектив решают, на что им направить средства, на какие первоочередные нужды. Директор говорит: прежде нашей задачей было найти средства, а теперь главное – грамотно их потратить.

 

– Можем ли мы говорить, что новый подход улучшил качество образовательного процесса? Да, уже можем. Судите сами. Вот, к примеру, в новой школе № 410 Пушкинского района ввели ставку специалиста по лечебной физкультуре, создали полноценную службу здоровья, в необходимости которой вряд ли кого-то нужно убеждать. В этой же школе открыт Центр дополнительного образования, в составе которого более 30 кружков и секций. При том что статус учреждения – самый типовой. Это средняя общеобразовательная школа на 800 учащихся.

 

И Комитету экономического развития нужно над этим предложением поработать.

 

Считаю, что пора пойти дальше – скажем, создавать школьные конкурсные комиссии по закупкам товаров и услуг. При этом не обязательно, чтобы это была одна школа. Можно создать одну комиссию на несколько школ.

 

Петербургские стандарты

 

Образовательным учреждениям необходимы свои собственные бухгалтерии. И здесь слово – за Комитетом финансов и главами районных администраций. Я буду настаивать на том, чтобы эта инициатива руководителей школ была поддержана и реализована.

 

Учитель должен быть личностью

 

– Сегодня каждая шестая петербургская школа – победитель приоритетного национального проекта «Образование». Мы хотим сделать так, чтобы школ-лидеров было как можно больше. Вот почему мы не просто строим новые школы и детские сады. Мы строим учреждения образования, оборудованные и укомплектованные по самым современным европейским стандартам. Сегодня это уже петербургские стандарты. Только в 2006 году в образовательных учреждениях было создано 147 стационарных компьютерных классов, поставлено 110 мультимедийных проекторов. Сегодня в петербургских школах уже работают 22 мобильных компьютерных класса, действует 71 комплект электронных досок. Наша гордость – это 10 цифровых лабораторий. По итогам конкурса субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, наш город признан одним из регионов-лидеров наряду с Москвой и Тюменью.

 

Именно здесь, в школе, наравне с семьей, ребенок узнает нормы поведения, основы морали, формирует свою гражданскую позицию. Надо ли говорить, как много здесь зависит от педагога, уровня его культуры, соблюдения норм этики, личного примера? Словосочетание «петербургская школа» должно нести в себе особый культурный, эстетический стандарт.

 

– Спросите сегодня любого родителя, что он считает важнейшим в обучении своего ребенка? Он ответит: хороший учитель. А хороший учитель – это и учитель-профессионал, и учитель-личность. Одновременно. И все же давайте признаем: мы чаще говорим о квалификации педагога, и куда реже – о его социальной роли воспитателя, наставника. Да, школа – это прежде всего учебное заведение, но при этом – и сложная воспитательная система. Как гласит известный афоризм, образование – это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.

 

Год русского языка

 

Любое проявление невежества и бескультурья со стороны учителя опаснее во сто крат, чем то, что ребенок может услышать на улице. В одной из школ, как мне рассказывали, учитель в заявлении о приеме на работу допустил 7 ошибок! Или другой курьезный пример. Замечание ученику в школьном дневнике (цитирую): «Думал на уроке математики!». О чем при этом, скажите, думал сам учитель?

 

Губернатор отметила важность того, чтобы уроки русского языка не превращались в формальное действо. Дайте ребенку, сказала она, почувствовать гордость за причастность к пласту мировых достижений, о которых говорил президент. Дайте ему мотивацию изучать и сохранять русский язык!

 

– Хочу в этой связи остановиться на очень важной теме. Указом президента России 2007 год объявлен Годом русского языка. Напомню слова Владимира Владимировича Путина из послания Федеральному собранию: «В этом году есть повод еще раз вспомнить, что русский язык – это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Поэтому, как общее достояние многих народов, русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или национализма».

 

– Думаю, – продолжала Валентина Матвиенко, – петербургскому учительству нужен свой профессиональный кодекс. Пусть его обсуждение станет массовым и заинтересованным, а его соблюдение будет восприниматься как дело чести тех, кто работает в системе образования Петербурга.

 

Чем заполнить «ценностный вакуум»?

 

– Бытует миф, что школа сегодня проигрывает центрам развлечений, кинотеатрам, Интернету, компьютерным играм, наконец, просто «улице». Но ведь у нас много школ, где свет не гаснет допоздна. Там идут репетиции школьных театров, работают спортивные секции. Там ребенку интересно. Благодаря учителям-энтузиастам во многих школах созданы собственные сайты, издаются газеты, альманахи, журналы, рассказывающие о событиях школьной жизни. Но будем откровенны: есть примеры прямо противоположные, с непростительно низким уровнем организации и учебного процесса, и воспитательного. Неужели дело в материальных ресурсах? Да нет, конечно. Дело в людях.

 

К сожалению, в последние годы в обществе в целом и в школе в частности образовался своего рода «ценностный вакуум». Я не призываю к возрождению пионерских отрядов и дружин. Но надо же возвращать в школу живой воспитательный процесс, ежедневные дела и события!

 

И надо ее развивать.

 

Вспомните, сколько замечательных профессионалов воспитали кружки и секции домов детского творчества! Каким прочным оказывался «магнит» школьной театральной студии для многих знаменитых актеров! Нам ни в коем случае нельзя терять эту драгоценную практику: ею всегда был богат наш город.

 

Школе нужны молодые специалисты

 

Вот почему я вновь и вновь обращаюсь к ключевой мысли своего выступления: успешный учитель уже не может быть лишь «предметником», «урокодателем». От него ждут личностной позиции в вопросах образования и воспитания школьников.

 

Долой бюрократию!

 

В системе образования города работают 73 тысячи педагогов. Но доминируют по-прежнему учителя-женщины в возрасте от 40 до 60 лет с педагогическим стажем от 15 до 25 лет. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы молодых учителей, в том числе мужчин, было значительно больше. И городское правительство активно мотивирует их приходить и работать в школе. В рамках целевой программы «Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга» молодым специалистам, принятым на работу в государственные образовательные учреждения, оказывается социальная под­держка в виде единовременной выплаты и ежемесячной компенсации затрат на транспортные расходы. Буквально на днях правительство города приняло постановление, в соответствии с которым суммы выплат молодым дипломированным специалистам увеличены до 12 тысяч, а имеющим диплом с отличием – до 16 тысяч рублей. Город отныне компенсирует молодым учителям половину стоимости единого проездного билета. И абсолютно все учителя будут теперь ежемесячно получать компенсацию на приобретение книг и другой печатной продукции. Лучших учителей город будет поощрять, оплачивая им 50% стоимости путевки на отдых и лечение.

 

Исторический момент

 

Профессия учителя – в выс­шей степени творческая. К сожалению, на пути творчества сплошь и рядом встает бюро­кратизм. Классному руководителю надо жизнь положить, чтобы отчитаться, скажем, за питание. Талоны, списки… Количество инстанций, в которые направляются отчеты школ, и объемы этих отчетов – честно скажу, впечатляют! Каждый месяц школам приходится готовить не менее 13 отчетов по разным формам. А детей-то учить когда? Комитет по образованию должен занять здесь жесткую позицию и освободить школы от этого бюрократического пресса. Андрей Александрович (Фурсенко), просьба и к вам, и к Министерству образования – пересмотреть федеральные нормативные акты и освободить учебные заведения от необходимости заполнять эти бумаги, которые, вообще-то, никто не читает. Я каждый месяц подписываю стопку отчетов о том, как мы реализуем национальный приоритетный проект «Образование». Надо уходить от этого формализма – пусть учителя детей учат, а не тратят время на составление отчетов.

 

И люди вашей профессии не могут оставаться в стороне, когда стоит задача сохранить стабильность в обществе, сделать необратимыми достижения в международной политике, экономике и социально-культурной сфере, обеспечить преемственность курса президента. Мы очень рассчитываем на вашу граждан­скую позицию.

 

– Старт нового учебного года совпадает со стартом избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы. Впереди – выборы президента России. Это исторический момент, я бы сказала, момент истины для нашей страны. И я уверена, учительский корпус, который по природе своей формирует будущее, не может не понимать своей особой гражданской ответ­ственности за будущее России. Вы видите, как поступательно идет развитие страны. Да, много проблем, много нерешенных вопросов, но нужно время. Не сомневаюсь, что педагогическое сообщество с его интеллектом и гражданской ответственностью никогда не поддастся популизму и политическому кликушеству и «легким» политическим предвыборным обещаниям. Суть вашей профессии – влиять на умы.

 



 

О имена! О нравы!. Поистине русская роскошь!. А вы как без воды обходитесь?. «Опыт и профессионализм». «Как бы ни ругали Путина на Западе – он все равно великий лидер». Перехват «железных коней». Защитить психику детей.

 

На главную  Анализ 

0.0263
Яндекс.Метрика