На главную  Анализ 

 

Авангард китайской тушью. Бетховен, как известно, был глух. Он сочинял и играл ту музыку, которую слышал «внутри», в собственных фантазиях, а какие ноты и какие клавиши соответствуют нужному звуку, он помнил наизусть. Можно танцевать, не слыша музыки, ориентируясь только на ее ритм, который глухой человек чувствует кожей. Можно писать картины, будучи дальтоником – я знала такого живописца, по его картинам нельзя было сказать, что их автор от рождения не различает цветов.

 

«Китайский цикл» гуру неоакадемизма показывают на Пушкинской, 10.

 

Тимур Новиков – самый знаменитый персонаж петербургской художественной сцены конца ХХ века – нарисовал свой «японский цикл», будучи уже слепым (он ослеп после тяжелой болезни в 1998-м).

 

Но совершенно слепой художник, причем художник-график – это нонсенс. Специфика визуального искусства такова, что ставит художника в прямую зависимость от пространства, от плоскости, на которой он работает, и от расположения линий на этой плоскости. Можно сыграть этюд на фортепиано, не слыша звуков, но нельзя нарисовать этюд с закрытыми глазами.

 

В конце 1980-х молодой бунтарь и хулиган от искусства Новиков взорвал ленинградскую арт-сцену, единым жестом вбросив в нее и новое поколение, и новую идеологию. «Новые дикие» Тимура Новикова – петербургский извод неоэкспрессионизма, веселое и яркое «искусство против правил» – были неслыханно ярким контрастом со сдержанным и философичным искусством предыдущего поколения. В середине 1990-х Новиков радикально перевернул и собственную позицию, и всю карту современного питерского искусства, изобретя неоакадемизм: до сих пор, даже после смерти Новикова, самый знаменитый брэнд петербургского искусства.

 

Тимур Петрович для петербургского искусства – не просто известный художник. Он – эпоха, идеология, направление. Помимо собственно художественного таланта, Тимур Новиков обладал уникальным даром притягивать к себе, как магнит, людей и события. Он был гениальным лидером – и это была главная часть художественного проекта под названием «Тимур Новиков», возможно, даже более значимая, чем художественные произведения и идеи. Вокруг Тимура всегда был рой учеников; где бы он ни появлялся, все вокруг него приходило в движение; любые его идеи моментально находили единомышленников и пламенных адептов.

 

Семь рисунков на рисовой бумаге, представленные на выставке на Пушкинской, 10, были выполнены Тимуром Новиковым в 2002 году. Идея создания рисунков слепым художником принадлежит его другу Сергею Бугаеву-«Африке». Из своего путешествия в Китай Африка привез все необходимое для китайской каллиграфии: тушь, кисти, рисовую бумагу. Надо заметить, что и сам Новиков, и его окружение очень внимательно относились к восточной философии и к восточным художественным практикам, были в них прекрасно эрудированны, и, в общем, нет ничего неожиданного в том, что Новиков в один прекрасный момент пришел к китайской живописи – хотя, конечно, не мог не остаться собой, даже взяв в руки кисть для туши и рисовую бумагу.

 

Энергии Новикова хватало не только на собственно художественные дела: он организовывал первые российские рейвы, концерты альтернативной музыки, в его кругу действовал Сергей Курехин с «Поп-Механикой». Новиков был не художником, или, точнее, был художником в глобальном смысле: дизайнером жизни.

 

Весь процесс создания рисунков Африка снял на видео.

 

Сергей Бугаев предложил Новикову поупражняться с традиционными материалами; он же оказывал художнику помощь в создании произведений цикла. Получившиеся рисунки представляют собой синтез характерных для творчества Тимура Новикова 1980-х годов образов, только выполнены они не маслом или карандашами, а традиционной китайской тушью, что придает им странный эклектичный оттенок. Произведения были созданы вслепую, при помощи внутреннего зрения, интуиции и памяти художника, впервые взявшего в руки незнакомые раньше материалы. Новиков повторяет свои излюбленные образы, адаптируя их для китайской культурной традиции: домик превращается в пагоду, равнинный пейзаж приобретает холмистый рельеф, над которым возвышается елочка, а пять кириллических букв имени Новикова очертаниями напоминают иероглифы.

 



 

«Солнечный народ» на берегах Невы. «Пластик» требует осторожности. «Синтетическое счастье» вне закона. Магазины для производителей. А вы готовы платить за проезд?. Переезд с улучшением. Новая Россия: жить стало лучше.

 

На главную  Анализ 

0.0084
Яндекс.Метрика