На главную  Анализ 

 

Здравствуй, племя младое.... «1814» – это и время действия, и возраст главных героев: самому старшему из них 18, а самому младшему – 1 Главный пафос картины по воле сценариста Дмитрия Миропольского и режиссера Андреса Пуустусмаа состоит в том, что в фильме о буднях легендарного первого выпуска Царскосельского лицея главный герой – вовсе не Пушкин. Главных как минимум шестеро. И они пока мало напоминают бронзовые памятники, которыми станут в угоду благодарным потомкам. Сюрприз номер один: действие разворачивается на фоне леденящих кровь событий – в Царском Селе орудует маньяк-убийца. Сюрприз номер два: Пушкин со товарищи оказываются не просто свидетелями, но и участниками трагедии… Интересно, как бы эту новость восприняли сами лицеисты?

 

Канун лицейской годовщины – хороший повод рассказать о новом фильме «1814» (восемнадцать/четырнадцать), который снимали, само собой, в Царском Селе. Этот совместный проект кинокомпании «Нон-стоп Продакшн» и телеканала СТС наверняка наделает много шума как в рядах ортодоксальных пушкинистов, так и среди поклонников жестокого саспенса в духе Хичкока. Роли лицеистов исполнили дебютанты – студенты творческих вузов.

 

Исполнитель роли Пушкина, студент петербургской «Школы русской драмы» Стас Белозеров не сомневается, что создатели фильма если и блефовали, то совсем чуть-чуть. Белозеров попал на кастинг случайно – пришел за компанию с Романом Ярославцевым, который пробовался на роль Комовского. Взяли обоих. Стас хорош собой, напорист, харизматичен. Импульсивен, открыт и смешлив. Как Пушкин, говорит взахлеб, но при этом красноречив и даже в телефонном общении умело «включает обаяние». Срабатывает безотказно. Чует мое сердце, уже рассекает где-то неподалеку на «фольксвагене-жуке» его будущая Машенька Раевская, или Елизавета Воронцова в «дольче и габбане», или коварная Идалия Полетика в черной коже от Версаче.

 

ПУШКИН

 

ПУЩИН

 

А может, и все разом. Но пока про личную жизнь Стас говорит уклончиво, хотя одним из главных «уроков», которые вынес из погружения в образ, считает культуру отношения к женщине (бурлящая страсть пополам с поклонением – где вы ныне?). Изучает творческую манеру Брэда Питта: «Не понимаю, чем он берет, но дело тут точно не в красоте». Однако кумиром считает Андрея Миронова. Мечтает сняться у Федора Сергеевича Бондарчука, с которым работал в картине одну из самых трудных сцен (создатель «9 роты» сыграл царского гофмейстера графа Толстого, в чью фаворитку Пушкина, разумеется, угораздило влюбиться), и с 1997 года (буквально полжизни) поклоняется группе «Сплин»:«Я никогда их не предавал». В отличие от Пушкина к моченой морошке равнодушен, а всем напиткам предпочитает сладкий черный чай. Молодец. Презренный раб пиара обязательно ответил бы «правильно»: только зеленый и никакого сахара! А ведь честность, друзья мои, важна не только в искусстве.

 

ГОРЧАКОВ

 

Это хорошо понимал друг Пушкина – Иван Пущин, что едва не привело его на эшафот. Утешает одно: к исполнителю этой роли Ивану Макаревичу судьба более благосклонна. Грех жаловаться: к 20 годам он уже успел не попасть на курс к Алексею Гуськову (который сыграл Фролова в «1814»), зато поучился у Райкина и снялся в четырех полнометражных картинах («Бой с тенью», «Бой с тенью-2», «Виртуальный роман» и «1814»). На самом деле жестокой борьбы «у канатов» в его жизни пока не было. Если не считать виртуального боя с тенью знаменитого отца. Иван тоже пишет музыку, но идет своей дорогой. «Творчество отца и мое собственное – никак не связанные вещи. Папа раньше не особенно одобрял то, что я делаю. Сейчас что-то ему нравится, что-то нет. Я пишу интеллектуальную электронную музыку: трип-хоп, джангл. Надеюсь скоро выпустить свой диск и написать саунд-трек к одному перспективному российскому кинопроекту». Перед съемками Иван ничего не знал о своем тезке и по-московски не жаловал Питер. Теперь он почти сросся со своим персонажем: «У нас много внутренних совпадений: потрясающий интерес к жизни, умение быть душой компании, склонность к лидерству, кроме того, это лирический персонаж – чувствительный, всегда идет от сердца, что и мне свойственно». А одним из самых манящих мест в мире Макаревич JR считает теперь вечерний Невский: «Когда зажигают фонари и народ выходит гулять – это абсолютно нерусский город». Он и вырос на нерусском кино, поэтому (или вопреки этому) обожает Джонни Деппа и фильмы Джармуша.

 

Создателям нового кинопроекта этот девиз тоже по душе. Слово «самый» им нравится больше всех остальных. Самый аутентичный: костюмы и парики, даже обувь изготовили специально для фильма, по меркам актеров и старинным лекалам. Самый историчный: в фильме нет ни одной павильонной сцены: все, что попадает в объектив кинокамеры, – и экстерьеры, и интерьеры, – все настоящее. Самый динамичный: на два часа экранного времени придется около ста шестидесяти сцен. А самый ли успешный – узнаем в день премьеры.

 

Зато исполнитель роли рационального Горчакова Степан Балакшин так любит наше-родное, что даже успел снять в недрах школы-студии «Кадр» при Ленфильме собственное кино. Концептуальный шедевр под названием «Человек-чайник» удостоился похвалы Эдуарда Розовского. А позже апологет искрометного жанра Александр Белинский, как сладкогласая сирена, манил Степана на отделение музкомедии – и напрасно. Хороший вокал и драматическому актеру не помеха. Балакшин – Горчаков, подобно своему герою, основателен как в высказываниях, так и в делах. Вряд ли «железный канцлер» употреблял модное ныне словечко «перфекционист». Но он им точно был. Последнюю сессию в «Щуке» Степа сдал на отлично, надеется скоро выпустить сборник стихов, а получится – так и диск авторских песен. Образцом для подражания считает Евгения Евстигнеева, ну и отчасти бывшего земляка Хабенского – за трудолюбие: «Когда я еще учился в Питере у Фильштинского, Хабенский заканчивал его мастерскую, и я видел, как человек пахал и пахал. По труду и результат». Но снимать кальку с чужого успеха он не намерен: «Мне один умный человек сказал: делай то, чего никто до тебя не делал».

 



 

Они спасают Россию. «Таллинские встречи в Санкт-Петербурге»: вернуть человеческое тепло. Программа «Таллинских встреч в Санкт-Петербурге» 8–10 ноября 2007 года. Резидент на подлодке. «…Зашел я на Сенную». Чтоб игрушка не кусалась. Управлять играючи.

 

На главную  Анализ 

0.0152
Яндекс.Метрика