На главную  Новости 

 

Тактика эволюционных изменений. — Петербургские выпускники в этом году сдают в формате ЕГЭ 5 экзаменов. Чем обусловлено такое большое количество?

 

На вопросы корреспондента «Петербургского дневника» Аси РАЗУМОВСКОЙ отвечает заместитель председателя городского комитета по образованию Петр БАРАНОВ.

 

— А по какому принципу отбирались предметы?

 

— Во-первых, наш регион не может быть отстающим в области ЕГЭ. Сейчас в этом проекте участвуют практически все регионы России, представляется целесообразным расширение количества предметов. Странно, если в рамках такого региона, как Петербург будет из года в год проходить только один экзамен по русскому языку. Технология нами отработана, а значит, есть возможность, опираясь на наши ресурсы, расширить перечень предметов. Во-вторых, нужно дать возможность учащимся совместить сдачу выпускных за курс средней школы и вступительных экзаменов в вузы. Именно поэтому ЕГЭ в этом году будет проходить не только по русскому, но и по истории России, английскому языку, биологии и информатике.

 

— Заменит ли ЕГЭ традиционное сочинение?

 

— Мы хотели еще раз продемонстрировать всей России особенности нашей технологии проведения экзамена по английскому языку. Она разработана нашими специалистами, и, естественно, нам хотелось ее апробировать. Что касается экзамена по истории России, то он выбран в рамках реализации программы патриотического воспитания. К тому же было очень любопытно посмотреть, как один из ведущих гуманитарных предметов будет сдаваться в новом формате. Выбирая биологию, мы учитывали потребность медицинских вузов, где это — приоритетный предмет. А информатика — это фактически новый предмет XXI века, который связан с освоением учащимся нового языка.

 

— Не секрет, что в прошлые годы многие вузы отказывались принимать результаты ЕГЭ. Как обстоят дела сейчас: удалось «уговорить» вузы?

 

— В этом году экзамен по русскому языку будет в формате ЕГЭ, но сочинения не будет. Учащиеся будут сдавать устный экзамен по литературе. Это может быть устный ответ по билету, собеседование или защита реферата. Мы сохранили прежнее количество экзаменов за полный курс средней школы — всего их Из них 3 обязательные: ЕГЭ по русскому языку, устная литература и письменная математика.

 

— Каковы результаты пробного экзамена по английскому?

 

— Все петербургские вузы готовы принимать результаты ЕГЭ. Другое дело, что вузы, исходя из своей автономности и данных им прав, могут вносить изменения в границы баллов, рекомендуемых Рособрнадзором. Например, так делает Университет, учитывая особенности контингента и высокие требования, предъявляемые к качеству подготовки в этом учебном заведении.

 

Мы надеемся, что официальный экзамен по английскому также пройдет удачно. Выпускник должен не только выполнить письменную часть, но еще и проявить свои коммуникативные способности.

 

— Пробный экзамен не предусмотрен в официальном регламенте, это была инициатива городского комитета по образованию, чтобы еще раз от начала и до конца отработать технологию. Экзамен прошел очень удачно, в нем приняло участие около 3 тысяч выпускников школ. Очень хорошо сработали все подготовленные нами эксперты, их было около 500 человек. Срывов нигде не было. Учащиеся очень хорошо справились, средний балл по городу около 5 Причем лидерами оказались представители гимназий, они даже обогнали школы с углубленным изучением английского. У них средний балл — 71.

 

— Окончательных данных пока нет, но ожидается, что у нас будет около 2 тысяч медалистов, из них примерно 730 — «золотых». Таким выпускникам бояться ЕГЭ не стоит. Даже если они наберут не самые высокие баллы (хотя в прошлом году высший бал в Петербурге получили 22 выпускника, – прим. ред.), все равно учитывается, что они «золотые» медалисты. К тому же экзамен проходит в виде эксперимента, и могут быть определенные подвижки.— Не секрет, что ректоры вузов зачастую критикуют школу за недостаточный, по их мнению, уровень подготовки выпускников…

 

— Насколько я знаю, Ленобласть в этом году идет на рекорд по количеству «золотых» медалистов. Чем можем похвастаться мы?

 

— В последнее время много говорится о профильном обучении. Для чего оно нужно?

 

— Вузы, по сути дела, хотят получить высокую академическую подготовку, поскольку они ориентируются на то, как им легче работать с тем контингентом, который пришел на первый курс. Сегодня результаты деятельности школ не должны сводиться исключительно к анализу академической успеваемости. Мы должны смотреть шире и формировать у учащихся готовность к решению различных проблем, с которыми выпускники сталкиваются после окончания школы.

 

— Очевидно, что дополнительные услуги — это дополнительные затраты. Кто-то должен за это платить...

 

– Идея профильного обучения связана с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика. Все устали от унификации и стандартизированных учебных планов. А профильное обучение позволяет учесть образовательные запросы школьников. Поэтому с 1 сентября 2005 года 218 классов 127 школ перешли на профильные программы. Мы сознательно не шли на ограничение профилей, понимая, что новое должно прорастать. Учащимся было предложено 22 профиля. С 1 сентября 2006 года профильное обучение будет распространяться, но с детальным анализом условий, которые сложились в том или ином учебном заведении. Прежде всего речь о наличии подготовленных педагогических кадров с хорошим уровнем фундаментальной подготовки, о ресурсном обеспечении, о желании родителей и доброй воле учредителей, потому что вопрос о переводе учреждения на профильное обучение принимают именно они. В основном учредители – это районные администрации, в ряде случаев – комитет по образованию.

 

— Откуда же возьмутся остальные средства?

 

– Разумеется, никто не отказывается от понятия «бесплатное образование ». Это главный принцип, который лежит в системе образования Петербурга. Но бюджетные средства имеют свои границы. Здесь мы должны обратить внимание на качество образовательных услуг – многие не устраивают нас по результату, а самое главное – определиться с тем минимумом необходимых образовательных услуг, который бюджет будет оплачивать. Ориентиром выступает государственный образовательный стандарт по тем или иным предметам.

 

— В начале года комитет по образованию планировал создать в 6 петербургских школах «службы здоровья». Что сделано в этом направлении?

 

– Мы увязываем эту проблему с новой системой финансирования образовательных учреждений. Мы отказываемся от существовавшего ранее финансирования по смете и переходим на подушевое нормативное финансирование, когда деньги «пойдут» за каждым учеником. Бюджет по образованию на 2007 год должен осуществляться по нормативам подушевого финансирования.

 

— По данным всероссийского рейтинга, Петербург занимает первое место по уровню образования населения и по состоянию общего образования. Как удалось добиться таких результатов?

 

– По здоровью школьников Петербург во всероссийском рейтинге, к сожалению, занимает только 49 место. Условия пребывания ребенка в школе должны быть максимально комфортными. Действительно, службы здоровья появились в ряде образовательных учреждений. Мы хотим посмотреть, как можно оптимально использовать имеющиеся ресурсы. Есть медврач, учителя физкультуры, социальные педагоги, валеологи — но несогласованные действия не дают необходимых результатов. Мы пытаемся разработать разные модели служб здоровья в зависимости от штатных расписаний, условий, в которых существует школа.

 

Второе — это введение новой отраслевой системы оплаты труда. Здесь мы занимаем лидирующие позиции — на отраслевую систему оплаты труда пока перешли только Петербург и Тюмень. Это позволило ликвидировать вакансии в системе образования. Если несколько лет у нас было около 3 тысяч вакансий, то сейчас всего 20 Мы не пошли по пути ломки, позитивные результаты дает тактика эволюционных изменений. Нет оттока из школ, увеличивается конкурс в вузы.

 

– Это большой успех в развитии всей системы образования, хотя по другим позициям нам есть над чем работать. Наш передовой опыт по состоянию общего образования заключается в том, что на протяжении последних лет мы уделяли огромное внимание формированию необходимых условий для изменения ситуации в системе петербургского образования. Эти условия лежат, прежде всего, в сфере модернизации экономических отношений. Все образовательные учреждения города перешли на финансово-хозяйственную самостоятельность. Это открыло дорогу для участия в конкурсных процедурах в рамках нацпроекта практически всем школам, так как все они являются юридическими лицами.

 



 

«Энергичные люди» Пятого канала. Интервью, которого не было. Хочу помочь родному Петербургу!. «Снегирёвка» останется на прежнем месте. Пиар за чужой счет. Поздравления. Загадка смерти Бехтерева.

 

На главную  Новости 

0.0084
Яндекс.Метрика