На главную  Новости 

 

Пророчество Спаса на Крови. В истории Спаса на Крови было немало и других чудес. Так, в 1941 году было решено его взорвать как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». В стенах уже были просверлены отверстия, заложены заряды взрывчатки. Но тут грянула война, и взрывников прямо от стен храма отправили на фронт.

 

100 лет исполнилось в августе одному из красивейших храмов Петербурга – Воскресения Христова (Спасу на Крови). В 1970 году храм, построенный на месте, где революционеры-террористы 1 марта 1881 года убили царя, стали ремонтировать. А когда работы затянулись на 30 лет, и это было трудно как-то вразумительно объяснить, в Ленинграде стали поговаривать, что, дескать, пока строительные леса стоят, будет стоять и советская власть. Леса сняли в 1991 году, и в этом же году рухнул СССР. Странное пророчество сбылось самым буквальным образом…

 

В честь «нерушимого» храма верующие даже сочиняли стихи:

 

В годы блокады Спас на Крови использовали как морг. Там штабелями складывали замороженные трупы ленинградцев, умерших от голода или убитых во время артобстрелов и бомбардировок. А в 1956 году, при Хрущеве, его снова задумали снести. Уже взорвали храм на Сенной, другие церкви. Но снова произошло чудо, которое помешало разрушить Спас и на этот раз. Поговаривали, будто храм спасла кровь ленинградцев, обильно пропитавшая его стены и подвалы.

 

Как его строили

 

Спас, Спас на Крови, Спас, Спас на Крови, спаси нас, спаси! От дождя, от ножа, От волка, от дурака, От ночной мороки, От кривой дороги…

 

Решение построить храм на месте убийства Александра II его наследник Александр III принял буквально на следующий день. Он возводился как общенародный историко-мемориальный комплекс с целью увековечить память царя-освободителя, его реформатор­ский курс и выразить покаяние народа России.

 

100-летие со дня окончания строительства и освящения Спаса на Крови было отмечено в минувшее воскресенье большим концертом. В нем приняли участие, в частности, губернаторский оркестр Санкт-Петербурга, камерный хор Смольного собора, ансамбль звонарей собора Владимирской Иконы Божией Матери, детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга. Завершил праздник фейерверк под колокольный перезвон ансамбля звонарей собора Владимирской иконы Божией Матери.

 

Строили собор долго – с 1889 по 1907 г. по проекту архитекторов Альфреда Парланда и Игнатия Малышева, архимандрита Троице-Сергиевой пустыни, в стиле допетровской Руси. Именно по этой причине он напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Одно из главных его украшений – великолепные мозаики, созданные по оригиналам замечательных художников Васнецова и Нестерова, уникальные цветные мраморы, цветная глазурованная черепица и изысканные эмалевые покрытия пяти куполов. Колокольню украшают гербы городов и губерний Российской империи.

 

Спас на Крови был одним из трех храмов (еще Исаакиевский собор и храм Христа Спасителя в Москве), которые находились целиком на государ­ственном содержании. Он не был приходским, там никого не крестили, не отпевали.

 

В 1892 году напротив колокольни возвели широкое деревянное покрытие Екатерининского канала, наподобие Синего и Казанского мостов, образовавшее выложенную брусчаткой площадь перед входом в храм.

 

Великолепный иконостас выполнен из итальянских разноцветных мраморов. Внизу камень имеет более густые тона: красные, коричневые, желтоватые, вверху он становится бежевым и белым. В верхней части иконостаса располагались «неповторимого блеска кресты, составленные из топазов, граненных на императорской фабрике в Петергофе».

 

Для Петербурга с его строгой классической архитектурой храм выглядит необычно. На нем так много ярких декоративных украшений, что буквально рябит в глазах. Однако все они не только «красоты ради», а имеют глубокий смысл. Знаменитый критик Стасов писал, что в орнаменте древних не было ни одной лишней черты. Например, на обрамлениях икон мы видим рельефные изображения 6-лепестковых цветов.

 

Загадочные орнаменты

 

А равносторонний крест в круге имеет значение расширения мира, Вселенной по четырем направлениям («на все четыре стороны»). Как это ни удивительно, но такое представление древних о становлении мира из точки полностью соответствует современным открытиям физиков – теория «Большого взрыва» и «расширяющейся Вселенной».

 

В центре кокошников окон изображены равносторонние кресты в круге. Это – древнейшие символы, которые встречаются на памятниках цивилизаций как Востока, так и Запада. Распускающийся цветок символизирует развитие, становление, возникновение Вселенной из центра – точки, не имеющей размеров. Этот центр (точка) символизирует Первопричину, Высший принцип, Абсолют, от которого все зависит и без чего нет существования.

 

Здание храма является буквально заповедником древних символов.

 

Вход в храм представляет собой крыльцо с навесом, опирающимся на столбы – балясины. Балясина означает божественное оружие – громовую дубину Перуна (молнию). На крестьянских избах подобия Перуна – «громовики» – ставились на конек крыши для защиты от молнии (по принципу магического действия подобного на подобное). Таким образом, вход в храм да и все здание в целом символически защищались от молний и вообще от всех катастроф и враждебных действий.

 

Снова на грани гибели

 

Задача состояла в том, чтобы «заклясть» смерть, противопоставляя ей торже­ство Вечной жизни. Потому, кстати, храм и получил название ВоскресенияХристова.

 

А во время осады Ленинграда храм снова стоял как заговоренный, немецкие бомбы и снаряды тоже не могли его разрушить.

 

В 1930 году президиум ВЦИК принял решение закрыть храм. Он был передан Обществу политкаторжан, однако они никак не могли придумать, как использовать громадное здание. Большевики считали, что Спас на Крови не представляет ни исторической, ни художе­ственной ценности. В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов приняла решение о его разборке на части. Внутреннее убранство ободрали, многие ценности сняли, еще раньше вывезли все хранившиеся в храме церковные сокровища, золотую и серебряную утварь, ценнейшие иконы. Однако сразу разобрать здание, построенное необыкновенно прочно, на века, не смогли. Повторное решение об уничтожении шедевра архитектуры приняли в 1938 году, наметив акцию по его взрыву на 1941 год. Только начало войны спасло Спас на Крови от разрушения.

 

После войны собор арендовал Малый оперный театр, который не нашел ничего лучшего, как использовать его под склад декораций. А в 1956 году храм снова задумали снести. На этот раз под предлогом устройства новой транспортной магистрали. Более ста церквей варварски уничтожили в Петербурге коммунисты, однако Спас на Крови опять загадочным образом уцелел.

 

Однако ободранное и заброшенное здание все-таки начало медленно разрушаться от воды и сырости. Влага проникала сквозь разбитые окна, пробитые осколками отверстия в стенах и потолке.

 

Только в 1970 году Исполком Ленгорсовета принял решение «Об организации филиала музея “Исаакиевский собор” в здании бывшего храма Спаса на Крови». Храм уже находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. На нем установили леса, которые, как мы уже писали выше, простояли более 30 лет.

 

Чудесное возрождение

 



 

Ипотека без первого взноса. Нам пишут. Таинственные сундуки, полные... янтаря. Спортивная мозаика. 300 миллиардов для города. Такой системы еще нигде нет!. Зачем существует почта?.

 

На главную  Новости 

0.012
Яндекс.Метрика