На главную  Новости 

 

Академики и церковь. Во-первых, правильнее, наверное, было бы сказать, что речь идет вовсе не о «письме академиков», а всего лишь о «некоторых академиках». Подпись под посланием поставили только 10 человек (хотя среди них есть и очень авторитетные в науке люди – нобелевские лауреаты Жорес Алферов и Виталий Гинз­бург), в то время как общее число членов РАН составляет 500 академиков и 750 членов-корреспондентов. Ясно, что мнение 10 человек никак не является позицией многих сотен их коллег. Можно, наверное, с легкостью собрать куда большее число высказываний академиков, которые верят в Бога и имеют совсем другую точку зрения на эту проблему. Тем более если вспомнить, что в Бога верило подавляющее большинство светил мировой науки от Ньютона до Эйнштейна.

 

Бурная дискуссия развернулась в России (см. также предыдущий номер «Петербургского дневника») вокруг так называемого «Письма академиков» президенту, в котором они выступили «против вмешательства Русской православной церкви во все сферы общественной жизни» и выразили беспокой­ство «все возрастающей клерикализацией российского общества». Однако большинство петербуржцев заявляет, что верит в Бога, и выступает за изучение в школах «Основ православной культуры».

 

Тот факт, что позицию Жореса Алферова и Виталия Гинзбурга разделяет только небольшая часть общества, показал также и опрос, проведенный в Петербурге Агентством социальной информации Романа Могилевского. Так, за преподавание в школе предмета «Основы православной культуры» в той или иной форме (в обязательном порядке или в виде факультатива) выступило подавляющее большин­ство петербуржцев – 66,7%. О своей вере в Бога заявило тоже большинство – 58% опрошенных. А убежденными атеистами назвали себя только 4,3%.

 

У большинства петербуржцев другое мнение

 

Сама церковь очень резко отреагировала на письмо. Так, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей епископ Марк считает, что это письмо является «пропагандистской кампанией» с целью скомпрометировать Русскую православную церковь.

 

Позиция церкви

 

Теологию изучают в Оксфорде и Кембридже больше, чем экономику

 

Владыка полагает, что авторы не знакомы с ситуацией. Так, он опроверг мнение подписантов, считающих, будто в светских школах преподают религиозные дисциплины. «Речь идет лишь о культурологическом предмете – основах православной культуры, которые дают представление о том, чем является Россия, каковы ее духовные основы, чем объясняется несокрушимость духа рус­ского народа, одержавшего победу во время татаро-монгольского нашествия на Куликовом поле, что помогло им сохранить целостность государства во время смутного периода», – пояснил он.

 

Позиция академиков отражает мнение группы людей, имеющих свои убеждения, но это не значит, что «их взгляды – истина в последней инстанции», сказал ИТАР-ТАСС зампредседателя Совета муфтиев России Марат Муртазин. Он выступил за необходимость диалога традиционных религий и общества в решении нравственных, социальных, образовательных проблем общества. За поиск компромисса в вопросах распространения религиозных знаний, «который является признаком демократического общества», выступила Федерация еврейских общин России. В ее заявлении подчеркивается, что «веру не следует навязывать», однако религиозные организации должны иметь возможность «рассказывать о своей традиции».

 

Что же касается теологии, то, по словам епископа, в Оксфорде гораздо больше изучают этот предмет, чем экономику. Епископ напомнил, что факультет теологии есть также в Кембридже, университетах Германии и Бельгии. В целом, подчеркнул он, выдвинутые академиками аргументы абсолютно бездоказательны.

 

Письмо академиков с критикой Церкви выражает фобии совсем небольшой группы ученых, воспитанных в агрессивно-светском духе, считает телекомментатор Первого канала, главный редактор журнала «Профиль» Михаил Леонтьев.

 

Фобии небольшой группы

 

Требования к духовенству «заниматься только делами приходов» носят, по мнению М. Леонтьева, абсурдный характер и противоречат самой природе Церкви, которая «иначе себя вести не имеет права и всегда будет пытаться добиться от общества, чтобы ее позиция была бы принята во внимание и реализована».

 

«Это письмо огромного меньшинства академиков – безусловно, это не мнение Академии, но очень небольшого и довольно странного меньшинства», – сказал М. Леонтьев на пресс-конференции в Москве. «Некоторых людей с агрессивно антицерковным мировоззрением просто раздражает, что существует Церковь. По сути, это обычная фобия», – сказал он.

 

«Это не имеет отношения к вере и к религии – это имеет отношение к нашему самосознанию. Гинзбурга и Алферова устраивает их коммунистическая идентичность, притом, что работают они в основном на Запад, а нас – нет», – добавил телекомментатор Первого канала.

 

Протесты против преподавания в российских школах «Основ православной культуры» М. Леонтьев сравнил с попыткой помешать государству «исполнять свой долг», так как без знания православной культуры, по его словам, «невозможна наша национальная идентичность».

 

Социолог Михаил Тарусин так отреагировал на новость про «письмо десяти»: «Интересно, – сказал он, – а сколько академиков не подписали? Наверняка, по замыслу организаторов, акция должна была продемонстрировать, что ученые в едином порыве выступают против участия Церкви в жизни общества. Не получилось, ибо не выступают.

 

Выгоним священников из тюрем и сестер милосердия из больниц?

 

Самое печальное в сложившейся ситуации, на мой взгляд, то, что авторы письма, люди, безусловно достойные и уважаемые, не хотят замечать очевидной истины: Православная церковь сегодня по праву является одним из наиболее уважаемых и полезных социальных институтов современного российского общества. Кстати, с точки зрения самой Церкви, это, конечно, далеко не самая важная ее характеристика. Но люди неверующие, конечно же, прежде всего, должны оценивать именно социальную пользу. А она совершенно бесспорна: Церковь помогает многодетным и неимущим, идет в больницы и хосписы, тюрьмы и детские дома. По логике протестующих против активности Церкви, следующим шагом должно быть изгнание из больниц сестер милосердия и из тюрем – священников, пекущихся о душах заключенных. Согласитесь, очень странным в такой ситуации выглядит предупреждение о вреде, который Церковь якобы может нанести обществу».

 

Именно поэтому некорректны попытки некоторых СМИ представить ситуацию как конфликт Академии наук и Русской православной церкви. Крайне наивны и прозвучавшие в СМИ слова о новом витке спора науки и религии. Да, наука и религия – разные способы познания мира и человека; точнее, они о разном: к разному стремятся и по-своему изучают мир. По­этому конфликта науки и религии быть не может; так же, как не может быть конфликта науки и поэзии, например.

 



 

«Нам есть на что рассчитывать в 2008!». «Мы будем работать с утра до вечера!». Не ходишь к врачу получай премию!. Нужен «прорыв в экономике». Герои России воспитывают патриотов. Всемогущий рубль. Пророчество Спаса на Крови.

 

На главную  Новости 

0.0323
Яндекс.Метрика