На главную  Новости 

 

«Лучше смеяться над нами, чем плакать над собой». Рожденный летать А что может быть убедительнее, когда о безграничных возможностях людей говорит с экрана человек, создавший самый энергичный в Европе театр? Вопреки всем ограничениям, поставленным судьбой.

 

Петербуржцам не надо представлять главного режиссера театра «Комик-трест» Вадима Фиссона и примадонну того же театра Наташу Фиссон. Их знает вся Европа, их экспериментальные спектакли-пантомимы и кабаре-проекты за 15 лет существования театра собрали целый букет престижных международных наград и регалий. А теперь им аплодирует общероссийская телеаудитория программы Пятого канала «Энергичные люди», где ее ведущие недавно выступили как благотворители с акцией «Театр – доступная среда».

 

С Вадимом и Наташей Фиссонами тепло и в театре, и в жизни. Сколько бы ни поднимали они бутафорскую пургу в «Белой истории», сколько бы ни пугали страшно-веселыми этюдами из жизни свалки в «Секонд-хенде» – стоит раз заглянуть на их репетиционную базу в старом доме на Васильевском («Здесь, между прочим, Мандельштам жил»), – и хочется навеки тут остаться. Плакаться в вызывающе-оранжевую жилетку красавицы Наташи и утешаться остротами убийственно-харизматичного Вадима, излучающего флюиды оптимизма. Что ж, утешать – одна из главных задач театра. Парадоксально только, что утешение это нам дает человек-театр, который передвигается по жизни в инвалидной коляске…И третья, самая конструктивная фаза, когда пришло спокойное, без истерики осознание того, что ты не такой, как другие, но и в этом есть свои плюсы. Например, для меня не существует проблемы грязных носков…

 

Это могла быть очень грустная история, если бы ее главными героями не стали люди профессионально веселые, чей яркий театральный талант почти перекрывается куда более редким умением талантливо жить. Талант имеет власть над людьми. Он, как «гиперболоид инженера Гарина» или расщепленный атом, может разрушить мир, а может открыть перед ним невиданные возможности.

 

Позиционировать утрату как приобретение – их личное ноу-хау. Но они пошли дальше – превратив то, что бездарные люди называют увечьем, в яркий художественный образ. В спектакле «Антоний и Клеопатра» Вадим триумфально выкатывается на своей коляске в роли бога войны Марса, которому просто по штату положено быть изувеченным в сражениях («Между прочим, дословный перевод слова «инвалид» – герой войны. И мой актерский триумф состоялся ровно через 20 лет после того, как судьба мне сказала: все, парень, твоя актерская карьера закончена»). Ненавижу ложный пафос, но как тут не воскликнуть: если это не вызов судьбе, то что же?

 

Ноу-хау инвалидной коляски

 

Марш победителей

 

Хотя, если подумать, вызов – это почти всегда демонстрация, игра на публику, а этого при всей публичности профессии в Вадиме нет. Есть спокойствие талантливого самодостаточного человека, чье умение ярко мыслить, творить и жить в полную силу не зависит от способа передвижения.

 

– Ввязываясь в историю с «Энергичными людьми», мы сразу решили, что наша цель – говорить об острых проблемах и о людях, которые решают эти проблемы вопреки обстоятельствам. Но не для того, чтобы пожалеть их всем миром, а чтобы выстроить конструктивный, порой не лишенный уместного юмора разговор о том, что милосердие может и должно быть действенным, материальным.

 

Профессионалы с телевидения, которые предложили Фиссонам вести передачу «Энергичные люди», явно искали на эту роль харизматичных, позитивных и не обремененных комплексами ведущих. А что может быть убедительнее, когда о безграничных возможностях людей говорит с экрана человек, создавший самый энергичный в Европе театр? Вопреки всем ограничениям, поставленным судьбой. И что может быть естественнее, когда он с женой (и по совместитель­ству примой своего театра) заговорил с экрана о милосердии и благотворительности, в которых так нуждаются те, кто не столь защищен от жизни броней таланта и известности?

 

Пятый канал, конечно, проявил неслыханную смелость, пригласив в качестве ведущего такого человека, как я. На такое ни один национальный канал еще не решался. Но сейчас я не жалею, что согласился: это абсолютно честная история, без всякой «подсадки», с реальными персонажами, которые вопреки всему энергичны в своем освоении мира. Поэтому добиваются фантастических успехов. Но при этом они не гламурные, не медийные, а нормальные люди, которых полно в России. И пока они есть, в государстве все будет хорошо. К сожалению, они редко появляются на экране…

 

И вот они – готовые сценарии из жизни, которые работают, дают результат.

 

– Вадим, если бы вы не были ведущим программы «Энергичные люди», вы точно были бы ее героем. В чем основа вашей жизненной философии, которая позволяет чувствовать себя победителем?

 

«Я все смогу...»

 

На самом деле ничего героического в этом «возвращении к жизни» не было. Если бы не Наташа, если бы не моя мама и не любовь людей, которые тогда были со мной рядом, то я бы и с наркотиков не слез (Вадиму на фоне страшных болей три месяца кололи в больнице морфин. – Прим. авт.), и уж точно пал бы духом после нескольких операций: мне ведь ноги отпиливали поэтапно…

 

– Ну, всякий победитель должен в первую очередь быть вооружен самоиронией. Что до философии, то я в осознании себя прошел три важные фазы. Начало творческой карьеры было именно победительным: я закончил актерский факультет, меня взяли в хороший театр, и вдруг – все, жизнь кончена, все рухнуло. Помните, герой романа Курта Воннегута задает вопрос: «За что мне все это?!», а фашист ему отвечает: «А за что всем остальным?..» Фаза вторая – взыгравшее пацанское самолюбие, бравада с перехлестом: я лучше всех, я все смогу! И третья, самая конструктивная фаза, когда пришло спокойное, без истерики осознание того, что ты не такой, как другие, но и в этом есть свои плюсы. Например, для меня не существует проблемы грязных носков…

 

Реквизит этого самого мобильного в России (а может, и в Европе) театра может быть упакован в небольшой, но очень технологичный автобус, и – вперед. Гастрольные туры «Комик-треста» – это и есть его жизнь. В городе на Неве они скорее гости, чем коренные жители. Зато они – почетные граждане американского города Колорадо-Спрингс.

 

Городу и миру

 

За разговорами начались спешные сборы в очередной заграничный тур. «Комик-трест», поздравив себя с 15-летним юбилеем премьерой нового спектакля «Спам для фюрера», снова заколесил по дорогам Европы на своем знаменитом автобусе. За рулем, как всегда, адский водитель Наташа Фиссон, а рядом – штурман Вадим Фиссон

 

– Мы – один из немногих российских театров, который выжил в ранге независимого. Нам как-то удается в прямом и переносном смысле «выруливать» и зарабатывать на жизнь. Раньше мы говорили «выживаем», теперь просто живем. И во многом это происходит благодаря как вполне состоятельным персонам из списка журнала «Форбс», так и людям среднего достатка, которые тем не менее считают своим долгом нам помогать. Не за то, что мы упомянем их фамилии в программке, а потому что им важно, в какой театр будут ходить даже не они сами, а их дети. Так что меценатская помощь существует в нашем коллективе «в полный рост». Ну, мы и сами стараемся как-то соответствовать: дружим с детскими домами, с журналом «Новый меценат» и очень надеемся, что наш призыв сделать театр доступным для людей с ограниченной подвижностью услышат наши коллеги из других театров.

 



 

Нам пишут. Пекинская Олимпиада для Санкт-Петербурга. Цену на хлеб «замораживают». 22 августа – День Государственного флага. Главное, что обошлось без жертв. Москва: дешевый газ. Чудеса мужества и самоотверженности.

 

На главную  Новости 

0.0089
Яндекс.Метрика