На главную  Новости 

 

Стой за правду!. Болезни бывают и социальные. Самая главная из них называется «несправедливость». Кто же будет способствовать установлению справедливости в этом случае? Может быть, я?

 

Однажды я наблюдал, как продавщица при помощи неточных весов обсчитывала каждого покупателя на 3–5 рублей. Безропотные, полунищие, привыкшие ко всяческой несправедливости пенсионеры покорно молчали: берегли нервы и не хотели связываться, «себе, мол, дороже будет». А я размышлял: «Если Господь это допускает, значит, так надо для наших испытаний, для нашего смирения. Но если Господь допускает болезни, означает ли это, что медицина не нужна?»

 

Когда я позже поделился своими мыслями с друзьями, они единодушно посоветовали «никуда не встревать» и тут же подобрали библейские цитаты, якобы подтверждающие их точку зрения. Но в Писании существуют также другие высказывания на эту тему. Что говорит об этом Библия? Бог создал Вселенную и установил законы – физиче­ские и нравственные. Если физические законы срабатывают автоматически, то исполнение нравственных законов зависит от людей, от их нравственных и волевых усилий. Библия, таким образом, говорит не только о том, что есть, но и о том, что должно быть.

 

Никуда не встревать?

 

Социальный грех

 

«Злые помыслы, следующие за ними злые поступки и всяческая неправда исходят из сердец человеческих». Таким образом, сам человек или группа людей способны стать источником зла для себе подобных. Это в свою очередь может приводить к конфликтам. Носителями зла нередко оказываются даже государства, и история знает такие примеры. Институциональные злодеяния против личности можно назвать социальным грехом.

 

Справедливость – это правда

 

Социальный грех и вызванное им социальное зло проявляется в несправедливом устройстве общественной жизни, в неправедном порядке вещей (например, в грабительских законах), в коррумпированности чиновничества, в массовых предубеждениях (например, в ксенофобии) и т. п. Социальный грех связан с извращением важнейшего для жизни общества понятия справедливости.

 

В Священном Писании особенно много заповедей, предписывающих следовать правде и поступать по справедливости. Сам Господь именуется «Богом правды» и утверждает справедливость. Не стоит бояться одиночества, если правда на твоей стороне, а точнее говоря, если ты – на стороне правды: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх 23, 2). Если мы за правду – значит, мы с Богом.

 

Справедливость – это правда в ее практическом выражении. Правда и справедливость говорят о том, что должно быть, и должное могут устанавливать сами люди. Согласно классическому определению святого Фомы, справедливость состоит в «постоянной и твердой воле отдавать Богу и ближнему то, что им подобает». Это означает не только буквальное понимание и выполнение заповедей Божиих, но и понимание характера этих заповедей, их осознание как принципов, которыми нужно постоянно руководствоваться в поведении.

 

Служение добру

 

Моисей подал человечеству пример настоящего правозащитного действия, когда вступился за иноплеменных, незнакомых ему женщин, обиженных у колодца пастухами. Многие живые существа защищают своих детенышей, но лишь человек способен защищать других, исходя не только из родственных побуждений, а из принципа правды, которую нужно отстаивать.

 

Угодный Богу пост не сводится к воздержанию от определенных видов пищи; он – в деятельном служении во имя справедливости: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу. Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом, когда увидишь нагого –одень его».

 

Библейские пророки не только предсказывали будущее, но и резко обличали неправду существующего положения вещей: «Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову», – учил Господь.

 

Это означает, что призыва к доброделанию, следованию правде Божией, обличению всяче­ской неправды также никто не отменял. И праведников по-прежнему гонят. Сегодня, например, увольняют, а иногда и убивают честных журналистов. Но с «жаждущими правды» – Господь. Из девяти заповедей блаженств две посвящены правдолюбцам. Им обетовано Самим Христом: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Сам Христос прямо говорил о том, что Его ненавидят за обличение неправды и зла этого мира (Ин 7, 7). Наряду с обвинением в лжемессианстве, Христу было предъявлено и политическое обвинение.

 

Слово «правда» встречается более 200 раз в Библии. Слово «справедливость» с производными – десятки раз. Заповедь любви побуждает искать добра для всех окружающихнас людей, на всех уровнях.

 

Не слишком ли грустная открывается нам перспектива? Конечно, нет! Ибо сказано: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Конечно, дело не только в награде в другой жизни. Если мы любим Бога, должны любить и Истину во всех ее измерениях, должны следовать Истине, ибо Бог есть Истина. А социальное измерение Истины есть справедливость.

 

Блаженны изгнанные

 

Правильно ли поступал Филипп? Разве он что-то изменил в ходе российской истории? Не напрасна ли была его смерть? Верующий человек твердо знает: его жертва не напрасна. Он – с Богом. Без таких людей человечество потеряло бы нравственные ориентиры, перестало бы различать добро и зло.

 

Церковная история знает немало примеров мужественного «стояния за правду». Митрополит Филипп выступал против кровавой опричнины Ивана IV, в Успенском соборе Москвы публично обличал царя за массовые убийства. За это он был сослан и убит по приказу царя в 1569 году.

 

В наше время узких специализаций проблема установления социальной справедливости как бы делегирована государственным учреждениям. Но государство – не Бог, это совокупность чиновников, которые могут очень легко ошибаться. Поэтому совестью нации государство быть никак не может. На эту роль больше подходит общественное сознание в целом, носителем которого является гражданское общество, включающее в себя и религиозные организации.

 

Изгнанных за правду было немало в XX веке. В 20-е годы большевиками были высланы из России крупные религиозные философы, мыслители, историки: Бердяев, Булгаков, Лосский, Флоровский, Ильин и др. Многие были изгнаны из жизни вообще, погибли в сталинских лагерях, такие как Флоренский и Карсавин. Тысячи христиан были расстреляны большевиками. В 1974 г. из СССР был выслан Александр Солженицын.

 



 

Моя страховка меня бережет. «Бульба» по-питерски. Валентина Матвиенко поздравила Ленобласть с юбилеем. А вы как выпускные экзамены сдавали?. Потому что без воды «и ни туды, и ни сюды!». Арктика: что поставлено на карту. В небесах сам Господ, полковник....

 

На главную  Новости 

0.0155
Яндекс.Метрика