На главную  Новости 

 

Реабилитация мещанина. В советские времена мещане подвергались осуждению, их называли «буржуазным пережитком». Вместо того чтобы бодро и весело «строить новое общество», они закрывались в «мещанских» квартирках «с канарейками», кисейными занавесками и горкой подушечек на пуховых кроватях. А вместо того чтобы ходить на демонстрации или в «Красный уголок», или же петь хором «Интернационал», пили у себя дома всем семейством чай и вели бесконечные разговоры о смысле жизни. Такое не одобрялось.

 

«….Не офицер я, не асессор, Я по кресту не дворянин, Не академик, не профессор; Я просто русский мещанин!»(А. С. Пушкин)

 

с презрением писал о мещанах «самый лучший», по словам товарища Сталина, поэт советской эпохи Владимир Маяковский.

 

Самовар кипит со свистом,Граммофон визжит романс.Два знакомых коммунистаПодошли на преферанс, –

 

Словом, в советские времена быть мещанином считалось очень плохо. Героями литературных произведений (а такими люди должны были быть и в жизни) стали персонажи типа Павла Корчагина, или главного героя фильма «Коммунист», взявшего в руки топор, чтобы нарубить дров для поезда, или, на худой конец, размахивающий дедовской саблей герой известной пьесы Розова. «Юноша пылкий со взором горящим», «строитель коммунизма», «покоритель целины». Словом, энтузиаст, романтик и ударник коммунистического труда.

 

А другой прославленный мастер пера – Максим Горький – написал, как известно, пьесу «Мещане», внеся свой вклад в их осуждение.Толковый словарь Даля:«МЕЩАНИН – горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принад-лежат также ремесленники, не записанные в купечество».В более поздних словарях русского языка слово «мещанин» имеет также значение «гражданин».

 

Шел я верхом,Шел я низом,строил я социализм.Не достроил и устал,Сел у речки у моста.

 

Но время шло и «ударники» подустали. Как писал все тот же Маяковский:

 

Фальшивые идеалы

 

Сам Владимир Владимирович так устал и разочаровался, что вообще застрелился. Другие устали позднее, и именно потому в 1991 году коммунистический режим рассыпался и рухнул, словно карточный домик.

 

Ударники «капиталистического труда»

 

О двусмысленности и лжи коммунистических идеалов писал великий русский философ Николай Бердяев: «Периодически являются люди, которые с большим подъемом поют: “От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови, уведи меня в стан умирающих за великое дело любви”. И уходят, несут страшные жертвы, отдают свою жизнь. Но когда они побеждают и торжествуют, то сами быстро превращаются в “ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови”. И тогда появляются новые люди, которые хотят уйти в “стан умирающих”. И так без конца совершается трагикомедия истории. Только Царство Божие стоит над этим». Другими словами, есть другие ценность, куда более высокие, чем «борьба за счастье человечества», которая, как мы хорошо видели на трагическом опыте нашей страны, превратилась в конечном итоге в банальное благополучие одних (коммунистической верхушки) за счет других (всего остального народа). Под шелест красных знамен, под прикрытием лозунгов, высоких слов и официального лицемерия.

 

Об этом думал я однажды, приехав в Питер после долгого отсутствия и шагая по его волшебным улицам. Многое для меня было непривычно. В глаза бросались белые стеклопакеты на фасадах зданий, припаркованные возле домов многочисленные автомашины. Я уже знал, что это – верный признак «евроремонта», того, что владельцы квартир расселили страшные коммуналки и создают, наконец, нормальное человеческое жилье. И тут-то мне и вспомнилось пушкинские строчки: «… я просто – русский мещанин!» Да вот он, вот – настоящий русский герой, самый настоящий, а не фальшивый «новый русский» в малиновом пиджаке! Тот, кто на скопленные трудами деньги ремонтирует свою квартиру, в поте лица строит дом для своей семьи, покупает машину, чтобы возить детей в школу и на прогулки за город. Вот она, наша национальная идея, которую мы так судорожно ищем – благосостояние и благополучие каждой простой российской семьи!

 

Но русскому человеку нужен идеал. А если он – не «строитель коммунизма», то тогда кто же? Ударник «капиталистического труда»? Любопытно, что поначалу так оно и было. В первые годы после краха СССР вакуум заполнили невесть откуда выскочившие нувориши, т. н. «новые русские». Мы восхищались: вот, мол, какие они умелые, предприимчивые, умные, как быстро разбогатели! Об этом же твердили со всех экранов и со страниц ими же купленных газет. Так думали до тех пор, пока не обнаружилось, что все эти Березовско-Гусинские на самом деле – всего лишь ловкие мошенники. И этот идеал тоже рухнул, а сами «гениальные олигархи» вскоре удрали за кордон с украденными у нас миллиардами. Так кто же он тогда, «герой нашего времени»? Где он? Есть ли он вообще?

 

Раньше этот коренной слой городского населения называли мещанами, он и был вместе с крестьянством «становым хребтом» России. Потом крестьянство фактически истребили, жители деревень переехали в города, и возник мощный слой нового городского населения, который сейчас стремительно превращается в новых русских мещан.

 

Становой хребет России

 

Прав был Александр Панарин, писавший: «Тут и происходит реабилитация мещанства как выразителя духовной середины, равно далекой от фундаментализма веры, и от бездн радикального неверия». Пушкин, великий поэт, на равных общавшийся с царем, гордился тем, что он – «просто русский мещанин».

 

А используя популярный социологический термин, – в средний класс, который в любом обществе является опорой государственного строя. Сформируется у нас этот средний класс, возникнет и гражданское общество. А не сборище нищего, покорного и бесправного населения, которое 70 лет вкалывало в поте лица, манимое морковкой скорой жизни при «полном коммунизме».

 



 

Кто писатель сегодня?. Требуйте компенсаций, граждане!. Востоковеды на фронте и в армии-2. Все дороги в одни руки. Правительство Санкт-Петербурга. В. Матвиенко: «Вместе мы сможем все!». Главное: поддержать, помочь людям.

 

На главную  Новости 

0.0145
Яндекс.Метрика